Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потоку готовят заслон

Потоку готовят заслон

Страны ЕС пытаются совместными усилиями не допустить новый проект «Газпрома»

Девять европейских стран требуют включить в повестку дня саммита Евросоюза в декабре вопрос о реализации проекта «Северный поток-2». Накануне об их письме председателю Евросовета Дональду Туску написала влиятельная The Financial Times. Авторы послания опасаются, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС. Российские эксперты полагают, что ЕС надеется на сохранение транзита через Украину.

Инициаторами обращения выступили Польша и Словакия, его поддержали Чехия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Греция. Документ также планировала подписать Болгария, но отозвала свою подпись. В письме главе Евросовета говорится, что новый проект «Газпрома» по минимизации транзита через территорию Украины, «противоречит политике ЕС по диверсификации энергетических источников», а страны, которые согласились в нем участвовать (Германия, Австрия, Италия), «ставят свои корыстные интересы выше энергетической безопасности ЕС».

По данным Financial Times, вопрос об энергетической безопасности вполне может быть внесен в повестку дня саммита ЕС. В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался в политической плоскости. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, пишет издание.

Проект «Северный поток-2» может стать источником трений и между ЕС и США, отмечается в статье. Белый дом указал, что проект лишит Украину 2 млрд. долларов дохода от газового транзита и МВФ, или ЕС придется компенсировать эту сумму.

Между тем на прошлой неделе официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен заявила, что позиция ЕК в отношении «Северного потока-2» заключается в том, «что любой проект на территории Европейского союза должен соответствовать европейскому законодательству. Мы сейчас проверяем этот проект, очень внимательно его рассматриваем, чтобы быть уверенными, что все действительно находится в соответствии законодательству ЕС».

18 ноября зампред Еврокомиссии по Энергетическому союзу ЕС Марош Шефчович заявил, что ЕС не изменил своей позиции в отношении газопровода. «Мы принимаем к сведению проекты некоторых коммерческих предприятий установить соединение между Германией и Россией через Балтийское море, но третья и четвертая нитки «Северного потока» не позволят приобретать газ у нового поставщика. Они только повысят способность транспортировки в Европейский союз, которая сейчас используется только на 50%», – сказал тогда еврокомиссар.

Напомним, что проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода суммарной мощностью 55 млрд. кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до побережья Германии. Соглашение акционеров совместной проектной компании New European Pipeline AG, которая будет заниматься строительством газопровода, было подписано 4 сентября. На данный момент предполагается, что доли партнеров в проекте будут распределяться следующим образом: «Газпром» – 50%, BASF, E.ON, Engie, OMV, Shell – по 10%.

«Европа будет пытаться торпедировать проект через его наземные продолжения. Ведь для поставок по второй очереди «Северного потока» необходимо расширить принимающую инфраструктуру, в первую очередь – газопровод OPAL в Германии. А уже эта инфраструктура как раз подпадает под действие Третьего энергетического пакета», – пояснил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, «Газпром» рассчитывает на то, что, когда у Европы не будет хватать газа после прекращения украинского транзита, у Еврокомиссии не останется выбора, и она даст разрешение. Ранее ЕК неоднократно требовала сохранить украинский транзит, называя отказ от него неприемлемым и ставящим под угрозу энергетическую безопасность ЕС, так как это изменит газовый баланс в Европе.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: Новые Известия, 03.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики