Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США пытаются лишить ЕС энергонезависимости

США пытаются лишить ЕС энергонезависимости

Американцы заявили, что примерно через полгода может быть заключено соглашение о поставках центральноазиатского газа в Западную Европу в обход территории России. Таким образом Штаты якобы пытаются спасти «старушку-Европу» от Москвы, которая, по мнению Вашингтона, намерена использовать экономические рычаги для политического давления на Брюссель. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Это Штаты намерены с помощью идеологических басен времен холодной войны оторвать Европу от России.

Эксперт Константин Симонов заявил: «На сегодняшний день США загоняют Европу в ловушку. Они уверяют, что способны контролировать транзит газа из Центральной Азии в Европу, и предлагают рассмотреть его как альтернативу зависимости от России. На самом деле энергетический союз России и Европы пугает Штаты. Потому что такой союз может сделать Европу энергетически независимой, в том числе и от политических партнеров США, таких, например, как Грузия. Действительно, США пытаются контролировать альтернативный России транзит углеводородов через территорию Азербайджана, Грузии и Турции. Но мы понимаем, что есть проблема Нагорного Карабаха, есть проблема неадекватности Саакашвили, есть проблемы курдов. Т. е. во всех трех странах этой транзитной цепочки есть серьезные политические риски. И Штаты их не контролируют. В принципе, сказать, что Штаты контролируют всю Центральную Азию, пока нельзя. Никто не знает, сколько газа в Туркмении. Аудита нет, результатов нет. Как можно строить газопровод, не имея данных о том, сколько газа действительно есть в Туркмении? Кроме того, Туркмения очень неохотно пускает иностранные компании в добычу на территории страны, за исключением шельфа Каспийского моря. Потому что добыча на территории страны – это более рентабельный бизнес. А на шельф – пожалуйста, там рисковые инвестиции, нет разведанных запасов. Поэтому не все иностранцы так уж готовы активно включатся в работу в Туркмении – слишком велики риски, в том числе и политические». 

Вопрос тотальной зависимости от России для Европы не стоит. В реальности доля России на всем европейском энергетическом рынке находится в районе 30 процентов. И это по газу. По нефти процент зависимости даже ниже. Так что энергетический рынок Европы вполне конкурентен. Россия - только один из ведущих игроков на нем. По сути, Штаты хотят как раз уменьшить конкуренцию в Европе, т. е. столкнуть ее с рыночного пути развития, поставить в зависимость от политических решений в Вашингтоне.

С другой стороны, туркменский, к примеру, газ и так уже находится на европейском рынке. Поскольку Россия покупает его у Туркмении и безопасными маршрутами передает европейским потребителям. Так что гипотетический альтернативный маршрут Европе особо и не нужен. Ведь больше того, чем сейчас добывает Туркмения, она в ближайшие годы добывать не сможет.

Штаты уверены, что смогут, во-первых, обеспечить стабильность работы этого и других маршрутов, а во-вторых, имеют право выбирать поставщиков для европейцев за самих европейцев. Однако их уверенность в стабильности альтернативных поставок разбивается о расчеты и выкладки независимых специалистов. А что касается навязывания европейскому бизнесу политически мотивированных решений, то это уже относится к вопросам морали и ярко иллюстрирует реальное отношение Штатов к проблемам Старого Света. Энергетическое партнерство с Россией – это единственная возможность для Европы обеспечить свою энергетическую безопасность, чтобы там ни говорили на Капитолийском холме в Вашингтоне.

Источник: Km.ru, 13.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики