Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может поступиться экспортной монополией

«Газпром» может поступиться экспортной монополией

Если независимые производители будут нести такую же социальную нагрузку. Но до реализации идеи далеко, считают чиновники

 

Независимые производители могли бы получить право на экспорт газа, если будут выполнять функции гарантирующего поставщика топлива, рассказал на форуме «Газ России» зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев. Речь идет о газификации регионов, поддержании мощностей для покрытия зимних пиков, а также проблеме неплатежей потребителей, объяснил он. Экспортировать газ независимые производители могли бы через единый экспортный канал – «Газпром экспорт», а их доля в экспорте может быть пропорциональна доле поставок на российский рынок, уточнил Голубев. В качестве примера он привел «Новатэк», который полностью обеспечивает газом Костромскую область.

Учитывая рост доли социально значимых потребителей, вопросы неплатежей, необходимость покрытия пиков потребления и стимулирования инвестиций в газификацию, вопрос выравнивания экономических условий для всех участников рынка стал актуальным, отмечает представитель «Новатэка». Идея гарантирующих поставщиков в последнее время обсуждалась на различных совещаниях, но ни о каких «компенсациях» в виде права экспорта или льготах за исполнение функций пока никто не упоминал, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Идея ввести институт гарантирующих поставщиков и либерализовать для них рынок обсуждалась на президентской комиссии, передал «Интерфакс» слова замминистра энергетики Кирилла Молодцова. Вопрос поднимал предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. Но вероятность наделения гарантирующего поставщика правом экспорта чиновник оценивать не стал: «Идея здравая, но сначала нужно посмотреть концепцию, связанную с гарантирующими поставщиками газа, насколько она удовлетворит весь рынок <...> потом будем говорить, что из этой концепции мы можем вытащить для экспорта».

Пока Минэнерго ждет поручения по итогам октябрьского заседания президентской комиссии по ТЭКу. «Если правительство будет решать вопрос выравнивания экономических условий через предоставление квоты поставки газа на экспорт, мы примем участие в обсуждении», - говорит представитель «Новатэка».

Сейчас статуса гарантирующего поставщика в законодательстве о газовой отрасли нет, но такое понятие есть в электроэнергетике. Это сбытовая компания, которая обязана оказывать услугу всем потребителям региона, включая население. В газовой отрасли такие функции фактически выполняет «Газпром». Раньше статус гарантирующего поставщика предлагалось официально ввести и закрепить за «Газпромом»: обязанности у монополии были, а вот прав и льгот нет, рассказывает менеджер монополии. Но эта идея так и не была реализована: с одной стороны, институт гарантирующих поставщиков плохо зарекомендовал себя в электроэнергетике, с другой – «Газпром» окупает затраты с помощью премии на экспорте, объясняет он.

Но идея жива: конкуренты отбирают у «Газпрома» самых лакомых потребителей, оставляя только социальную нагрузку, объясняет федеральный чиновник. В 2016 г. чистый убыток «Газпрома» от поставок на внутренний рынок может составить 33,5 млрд руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на начальника департамента «Газпрома» Виталия Хатькова. Концепция такая: стал самым крупным поставщиком в регионе – получай и население, рассказывает чиновник. «Газпром» это предложение поддерживает, «Новатэк» с недавних пор – тоже, добавляет он. В сложившейся системе поставок газа введение статуса гарантирующего поставок было бы логично, говорит представитель «Новатэка».

У компании сложная ситуация в Костромской области, рассказывает другой чиновник. Примерно 70% всех поставок (3,5 млрд из 4,9 млрд куб. м) приходилось на Костромскую ГРЭС «Интер РАО», но ее с 1 января будет обеспечивать газом «Роснефть». Госкомпании договорились, что с 2016 г. «Роснефть» будет поставлять газ почти на все электростанции «Интер РАО». Получается, что с 1 января «Новатэк» будет поставлять газ только населению, объясняет собеседник в одной из трех компаний.

Оптовые цены на газ, установленные ФСТ для населения области, составляют 3381 руб. за 1000 куб. м, что на 23% ниже цен для промышленности (4154 руб. за 1000 куб. м), говорит замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Но дело не только в ценах – крупный потребитель своевременно платит, добавляет главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. «Новатэку» придется нести и дополнительные затраты из-за неравномерного потребления, без Костромской ГРЭС бизнес-модель по поставкам в регион не работает, заключает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Представитель «Газпрома» уверяет, что его компания такую концепцию не предлагала. Логика в том, что у производителя газа, который заходит в регион и начинает поставлять газ крупным потребителям, появляется экономическая возможность снабжать газом и население, объясняет чиновник. С другой стороны, в энергостратегии до 2035 г. прописаны равные условия для участников рынка, причем не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. А учитывая, что экспортные рынки – премиальные, тема либерализации экспорта точно должна быть затронута, но в каком виде, пока не ясно, заключает он.

Автор: Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 08.12.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики