|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему в России бензин не дешевеет вслед за нефтью Почему в России бензин не дешевеет вслед за нефтьюСейчас у «черного золота» стоимость такая же, как в 2009 году. А топливо сбросило в цене лишь несколько десятков копеек С 29 ноября и в первых числах декабря цены на бензоколонках страны поползли вниз, показал индекс «Петрол Плюс». Снижение небольшое - в среднем всего на 50 копеек за литр. Мелочь, конечно, но факт. Данные Российского топливного союза подтверждают - мизерное снижение цен есть. Так что, и у нас бензин может дешеветь вслед за дешевеющей нефтью? ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ - Вряд ли можно назвать это снижение цен системным. Это явно не перелом тренда в сторону удешевления. Если учитывать результаты исследований за большие периоды времени, цены будут продолжать расти, - объясняет Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. - Я не исключаю и того, что нефтяники услышали слова Игоря Артемьева (глава Федеральной антимонопольной службы высказывался о недопустимости завышения цен на бензин, - прим. ред.), поэтому решили быть осторожнее и сдержать динамику роста цен. Ну и сезонную затоваренность на бирже тоже нужно учитывать: уборка урожая закончилась, спрос на топливо снизился, вот и цены стабилизировались. Цифры подтверждают выводы аналитика: до конца ноября стоимость литра топлива оставалась стабильной. Росстат отметил, что за последнюю неделю ноября цены на автомобильный бензин снизились на 0,1%, а на дизельное топливо выросли на 0,1%. Копейка с десяти рублей - это чепуха, можно не замечать. Если же брать динамику изменения цен на топливо за весь текущий год, то оно подорожало примерно на 5%. Это ниже инфляции (по данным Росстата, она составляет 8,5%), вице-премьер РФ Аркадий Дворкович считает такое повышение незначительным. - Это умеренный рост, причем большая часть этого роста объясняется ростом налогообложения бензина, и эти дополнительные налоги идут на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог. Увязка здесь четкая, все 100% этих денег используется именно на эти цели. То же самое будет и в 2016 году, - это слова из выступления вице-премьера во время недавнего правительственного часа в Госдуме. ПОЧЕМУ РАСТЕТ НАЛОГ - В нашей стране в стоимости бензина цена самой нефти имеет небольшую долю, издержки на добычу и переработку - это лишь 15-20%, а доля налогов, напротив, велика. Примерно 60-65% стоимости - это как раз налоги. НДС и НДПИ (соответственно, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, - прим. ред.) - самые значительные из них. Поэтому цена на бензин в России практически не связана с мировой ценой на нефть, - комментирует Никита Крупенский, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. - В США, например, структура стоимости другая: там доля налогов в цене бензина составляет 15-20%, поэтому при дешевеющей нефти у них заметно снижается и цена бензина на АЗС. Еще один момент: с недавних пор в России применили так называемый налоговый маневр, он снизил экспортные пошлины при вывозе нефти, но увеличил налог на добычу полезных ископаемых. - Изначально планировалось, что налоговый маневр не станет причиной критических изменений в налоговой нагрузке на нефтяную отрасль, просто в одном месте убавится, а в другом - прибудет. Но это было до падения мировых цен на нефть, и такой баланс возможен при цене на нефть на уровне 100 долларов за баррель, - говорит Никита Крупенский. - Размер НДПИ зависит от мировых цен на российскую нефть, и при падении ее цены налог возрастает. Получается, налоговая нагрузка на нефтяные компании растет, и они пытаются компенсировать эти затраты ростом цен на бензин в России. Поэтому топливо постепенно продолжает дорожать, хотя цены на нефть вновь снижаются. ЧТО ДАЛЬШЕ? Пока автомобилисты возмущаются тем, что нефть дешевеет, а бензин практически нет, нефтяники гнут свою линию. Для них нефть и ее производные, включая бензин, - это валютный товар. И из-за сильного роста курса валют в прошлом году цена бензина у нас в стране, если измерять ее в долларах или евро, не поднялась. Наоборот, она снизилась, то есть в их понимании бензин не подорожал, а подешевел. Потому рост цен, с их точки зрения, полностью оправдан. Однако, есть ряд факторов, благодаря которому подорожание бензина в будущем году будет сдерживаться. - Рост цен на моторное топливо будет незначительным и не должен выйти за рамки официальной инфляции. Об этом неоднократно заявляли высокие чиновники. Кроме того, 2016-й - год выборов, и с нефтяниками договорятся, чтобы они сдерживали рост цен на бензин, - прогнозирует Александр Пасечник. КСТАТИ Переход на «Евро-5» откладывается Планировалось, что требования заработают с 1 января. Но как поясняют чиновники, заводы по переработке нефти пока не готовы производить бензин категории «Евро-5» в нужном количестве, и отказ от продажи топлива четвертого класса мог бы привести к дефициту в несколько миллионов тонн, а значит и к росту цен. - Полное перевооружение нефтеперерабатывающих предприятий на выпуск топлива высокого экологического класса потребует приобретения импортного оборудования, и эти расходы приведут к росту издержек при переработке нефти, то есть тоже могут способствовать росту цен на моторное топливо, - комментирует Никита Крупенский из Высшей школы экономики. Переход на «Евро-5» перенесен на 1 июля 2016 года. Автор: Андрей Гречанник Источник: Комсомольская правда, 09.12.2015 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|