Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На нефть надежды мало

На нефть надежды мало

Низкие цены на энергоресурсы могут оставить Россию без финансовых резервов уже в 2016 году

Цена нефти 40 долларов за баррель в следующем году не представляет угрозы для макроэкономической стабильности в стране. Об этом заявил журналистам министр экономического развития Алексей Улюкаев.

По его словам, цены на чёрное золото будут больше всего «скакать» два-три квартала. А «где-то с середины 2016 года — это с высокой степенью вероятности нахождение нового баланса, баланса между спросом и предложением на рынке нефти», — цитируетУлюкаева «Интерфакс».

По мнению министра, до этого времени возможны как снижения, так и взлеты. Однако в среднем в 2016 году Минэкономразвития по-прежнему ожидает цену на нефть в 50 долларов за баррель.

Глава Минфина Антон Силуанов, со своей стороны, заявил, что самым сложным годом для российского бюджета с точки зрения низких цен на нефть будет 2016 год, затем ситуация может измениться из-за сокращения предложения.

«Да, сегодня цена на нефть около 40 долларов за баррель. Мы видим, нет координации в ОПЕКе, сейчас каждый играет за себя, Саудовская Аравия демпингует, снижая цены. Сейчас будут выходить и Иран на мировой рынок с 1−1,5 миллиона баррелей в сутки. Нам нужно пережить сложный следующий год», — сказал он журналистам.

Когда-то российский бюджет верстался из расчёта 80 долларов за баррель. Насколько оправдан оптимизм главы Минэкономразвития, что при вдвое меньших доходах от продажи нефти, страна сможет избежать серьёзных проблем в экономике и социальной сфере? И нет ли риска падения цен ещё ниже — до 30 долларов за баррель.

— Падение цен на нефть неизбежно приводит к сокращению добычи энергоресурсов, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Показательна ситуация с добычей сланцевого газа в США. Это сырье долгое время потреблялось только внутри Соединённых Штатов (не было построено заводов по сжижению), и в результате его цена сильно упала на американском рынке. Практически все газовые проекты стали убыточны, поэтому производители стали параллельно добывать сланцевую нефть, чтобы за счёт доходов от её продажи перекрыть убытки нерентабельной газодобычи. Какое-то время это прокатывало. Но теперь из-за дешевеющей нефти убытки компенсировать нечем. Поэтому рентабельных проектов по добыче углеводородов во всём мире остаётся всё меньше. Уже и сама по себе сланцевая нефтедобыча в США при нынешних ценах работает на грани рентабельности. А это значит, что при средней цене в 30 долларов за баррель, которую прогнозируют некоторые эксперты на следующий год, надо будет просто закрывать всю нефтедобывающую отрасль в Америке.

Такая же ситуация сложится в большинстве стран мира, если сбудутся пессимистичные прогнозы о падении цен на углеводороды. И в Норвегии, в Канаде, и в Венесуэле начнётся массовое закрытие проектов. А это через какое-то время приведёт к росту цен на нефть и газ. И хотя в стоимости углеводородов значительную роль играет монетарный фактор, реальное снижение объёмов нефтедобычи не может не сказаться на уровне цен. Поэтому прогноз Улюкаева о том, что цена за баррель будет лавировать возле отметки в 50 долларов, имеет свои основания.

«СП»: — Какие факторы будут влиять на колебание нефтяных цен в 2016 году?

— Сильное влияние на цены окажет решение ФРС США. Если будет поднята ставка рефинансирования, стоимость барреля действительно может значительно снизиться.

Так же политическая нестабильность в некоторых странах может отражаться на колебании нефтяных цен. Алжир, являющийся крупным поставщиком в Европу не только газа, но и нефти, может в ближайшее время разделить судьбу Ливии и Сирии. Нестабильна ситуация и в Саудовской Аравии, в Венесуэле.

«СП»: — Когда-то наш бюджет верстался из расчёта 80 долларов за баррель. Теперь же глава Минэкономразвития рассуждает, что и при цене в два раза ниже ничего страшного для страны не случится…

— Конечно, для России, чем выше цена, тем лучше. В принципе, и при 30 долларах за баррель мы способны без серьёзных проблем в экономике пережить 2016 год. Но при этом будут потрачены практически все резервные фонды.

В любом случае расходы на социальные нужды придётся урезать значительно. Вопрос в том, насколько общество готово будет принять данный факт. Ведь при фактической заморозке или даже падении доходов основной части населения цены, расходы на коммуналку, налоги неизбежно будут расти.

В этой ситуации нашей политической элите надо вести себя очень деликатно. Когда обществу говорят, давайте потерпим, переживём трудный период в жизни страны, люди способны это воспринять. Но только в случае, если элита не будет демонстрировать всей стране жизнь на широкую ногу, часы за миллионы долларов и т. д. Такое поведение элиты вместо объединения общества перед лицом трудностей, наоборот приведёт к недовольству и даже протестам. Как социальным, так и политическим.

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 10.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики