Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Второе «дело ЮКОСа» отменяется

Второе «дело ЮКОСа» отменяется

Нефтяники отделаются от ФАС штрафами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит новые судебные дела и штрафы против крупнейших нефтяных компаний РФ, среди которых ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». Причина очередных нападок на российских нефтяников – их нежелание снижать цены на нефтепродукты, что больно сказывается на бюджете некоторых внутренних авиаперевозчиков.

Впрочем, как считают эксперты, громких судебных разбирательств и космических штрафов в отношении российских нефтяных монополистов, как в ситуации с «делом ЮКОСа», ждать не стоит. Угрожая им, ФАС просто пытается продемонстрировать, что четко выполняет «завет» российского премьера Владимира Путина о борьбе с монопольными ценами на нефтепродукты, несмотря на то что в самом правительстве, похоже, уже перестали считать это такой уж необходимой задачей и наказывать своих нефтяных «любимчиков» не собираются ни при каких обстоятельствах. Между тем высокие цены на бензин и топливо чреваты для России большими проблемами.

«Мы провели анализ динамики цен на нефтепродукты на мировом рынке за последний месяц. В мире цены снижаются – сейчас нефть уже стоит порядка 70 долларов за баррель, а у нас снижения цен на нефтепродукты не наблюдается», – заявил глава ФАС Андрей Артемьев и добавил, что его ведомство может возбудить очередные дела в отношении пяти крупнейших российских нефтяных компаний. «Сегодня я подпишу письмо с предупреждением крупнейшим нефтяным компаниям», – сказал он журналистам в среду утром.

Напомним, что это уже не первый раз, когда нефтяные монополисты РФ подвергаются нападкам со стороны государства за свое нежелание снижать цены на нефтепродукты, из-за чего страдают внутренние авиаперевозчики, многие из которых уже погрязли в долгах на крупные суммы. В середине июля этого года ФАС уже приняла решение о возбуждении дел в отношение ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» по факту нарушения одного из пунктов статьи закона «О защите конкуренции». Однако нефтяные монополисты тогда отделались всего лишь символическими штрафами.

Июльские разбирательства в отношении российских нефтяников стали результатом заявления премьер-министра страны Владимира Путина о борьбе с монополизмом в газовой отрасли и торговле авиакеросином в июне этого года. «Нужно ФАС наконец проснуться и активно и эффективно исполнять свои функции», – заявил глава правительства во время совещания по вопросам развития нефтегазового комплекса в Северодвинске и пригрозил антимонопольщикам «кадровыми решениями» в случае невыполнения его наказа.

Как считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, текущие заявления Андрея Артемьева о намерениях его ведомства возбудить новые дела против российских нефтяных монополистов являются попыткой главы ФАС «показать, что он помнит о поручении Путина и старательно его исполняет». В действительности же вряд ли стоит ожидать серьезных судебных разбирательств в отношении этих компаний, и второго «дела ЮКОСа» в ближайшее время не предвидится.

«Об этом свидетельствуют и недавняя налоговая инициатива, и идея выделить деньги на погашение кредитов этих компаний в условиях кризиса. Кроме того, ситуация после выступления Путина в Северодвинске сильно изменилась – цены на нефть падают, в том числе и внутри нашей страны. Так что вряд ли можно ожидать серьезных решений со стороны ФАС. Эти нефтяные компании явно являются приоритетными и считаются «любимчиками» правительства»,– отметил в беседе с РБК daily г-н Симонов.

Однако снижать цены на топливо и бензин для авиаперевозчиков правительству все-таки придется. Ситуация, когда россиянин может слетать за рубеж в несколько раз дешевле, чем в соседний регион, явно является ненормальной и требует кардинального пересмотра политики властей в отношении крупнейших российских авиаперевозчиков. Это особенно актуально для такой огромной страны, как Россия, в которой авиасообщение порой является единственным доступным способом преодолеть большие расстояния в короткие сроки. Отсутствие должного внимания к требованиям авиаперевозчиков в конечном итоге может обернуться потерей для РФ целых регионов – сначала прекратится их транспортно-коммуникационное сообщение с центром, а затем они вообще могут перестать быть географической частью российского государства.

Наибольший риск с этой точки зрения сосредоточен сейчас в самомудаленном от центра дальневосточном регионе. На днях «Росаэронавигация» уже объявила о том, что с 17 октября прекращает обслуживание всех рейсов девяти авиакомпаний Сибири и Дальнего Востока, включая «Дальавиа», «Интеравиа» и «Омскавиа». Причиной таких радикальных мер называется просроченная задолженность за аэронавигационное обслуживание. В условиях долгов – некоторые из которых достигают нескольких десятков миллионов рублей – платить за топливо и бензин при крайне медленно снижающихся внутренних ценах на нефть авиаперевозчикам все сложнее и сложнее.

Понятно, что дело требует государственного вмешательства. Однако, судя по тому, что российское правительство, похоже, решило отказаться от серьезного давления на нефтяных монополистов, помощь авиаперевозчикам будет оказываться в другом направлении. «Речь пойдет о субсидировании государством внутренних авиаперевозок, в особенности на Дальний Восток», – сказал г-н Симонов. Вопрос лишь в том, насколько политика субсидирования и относительно лояльного отношения государства к крупнейшим внутренним нефтяным компаниям окажется эффективной и долговечной в условиях нарастающего кризиса в стране.

Автор: Ирина Царегородцева

Источник: РБК Daily, 16.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики