Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: нет оснований думать, что мы находимся в начале длительного обвала

К. Симонов: нет оснований думать, что мы находимся в начале длительного обвала

Бюджет на следующий год будет рассматриваться в условиях падения цен на нефть, и это обстоятельство может несколько дезориентировать тех, кто принимает решения. Распространяются опасения, что нынешнее снижение цен является началом длительной тенденции. Возможен некоторый испуг как депутатского корпуса, так и экономического блока правительства. Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «цена отсечения» нефти, цена, после которой бюджет уже станет дефицитным, составляет порядка 80 долларов за баррель. Не исключено, что к моменту рассмотрения в Думе если не в первом, то во втором чтении цена как раз подойдет к этой отметке.

Но я думаю, что мнение о существовании длительной тенденции удешевления нефти – ошибка. Мне кажется, что во всем этом есть и немалая доля предвыборного фактора, когда перед выборами 4 ноября в США, республиканцам важно показать избирателю, что они контролируют ситуацию, а бензин является не таким уж и дорогим. И действительно, мы видим, что буквально за последние несколько недель цена галлона бензина в США отыграла где-то полтора доллара вниз, составив около 3,5 долларов за галлон (3,8 литра). Маккейн набирает дополнительные очки за счет дешевеющего бензина. Но США не заинтересованы в длительном падении нефтяных цен, поскольку в наибольшей степени высокие цены на нефть ударяют по экономике Китая, являющегося для США основным геополитическим соперником.

Что касается стратегических перспектив – нет оснований думать, что мы находимся в начале длительного обвала. Почему? Прежде всего потому, что не отменены предполсылки для дорогой нефти. В мире становится всё меньше легкоизвлекаемой нефти, поэтому себестоимость добычи нефти давно уже не составляет 3-5 долларов за баррель. Приходится добывать нефть во всё более сложных условиях, смещаться на шельф, России приходится смещаться на восток – в итоге себестоимость добычи растет.

Кроме того, нефтяные компании должны иметь гарантии, что в течение 5-7 лет цена не будет низкой, иначе бессмысленно начинать проект. Это означает, что если нефть действительно будет дешеветь, компании будут прекращать добычу в сложных регионах – на шельфе, в восточных регионах России. А это уже путь к серьёзному сокращению предложения нефти. Кроме того, отрасль испытывает колоссальную нехватку кадров, а при ведении добычи в сложных регионах кадры просто необходимы.

Таким образом, все основные предпосылки для того, чтобы нефть не была сверхдешевой, сохраняются. Принимая решения по бюджету следующего года депутаты должны понимать, что они голосуют в одной реальности, а после 4 ноября реальность вполне может вернуться на состояние начала года, когда нефть стоила 120-150 долларов за баррель.

Опубликовано: Актуальные комментарии, 19.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики