Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго рекомендует сохранить единый «Газпром»

Минэнерго рекомендует сохранить единый «Газпром»

Будущее холдинга изложено в концепции развития внутреннего рынка газа, подготовленной ведомством

В Министерстве энергетики планируют уравнять условия по транспортировке газа на внутреннем рынке, при этом вся транспортная инфраструктура отрасли останется под контролем «Газпрома», сообщает издание «Ведомости».

В концепции развития внутреннего рынка газа говорится, что в связи с действующими в отношении России санкциями спрос на газ в Европе и СНГ падает, при этом растет конкуренция между поставщиками сжиженного природного газа и трубопроводного газа на мировом рынке. В этих условиях как минимум до 2025 года «Газпром» должен сохранить статус единого экспортера трубопроводного газа. Кроме того, в Минэнерго считают нецелесообразным менять структуру монополии и выделять из нее транспортную составляющую.

При этом министерство энергетики предлагает уравнять на внутреннем рынке права независимых производителей и «Газпрома». Монополии предлагается разрешить продавать газ крупным потребителям в рамках регулируемого коридора, а не по тарифам.

Как отмечается в концепции, цена на газ должна учитывать одновременно и биржевые индикаторы, и прибыль, необходимую для капитальных вложений. Причем независимые поставщики должны участвовать в газификации регионов, поставлять газ населению и ЖКХ в зависимости от доли их присутствия на внутреннем рынке, а также нести ответственность за прохождение зимних максимумов потребления газа.

Концепция, являющаяся приложением к генеральной схеме развития газовой отрасли до 2035 года, должна была разрешить старый спор между независимыми производителями газа (в первую очередь, «Роснефтью» и «Новатэком») с одной стороны, и «Газпромом» с другой. Суть противоречий заключалась в том, что «Газпром» не устраивало то, что независимые компании вытесняют его с рынка, в то время как холдинг выполнял серьезные социальные обязательства. У независимых производителей были встречные претензии: непрозрачные и слишком высокие тарифы на транспортировку газа, а также монополия на экспортные доходы.

Так, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на последнем заседании президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу поднял вопрос о выделении газотранспортного бизнеса «Газпрома» в отдельную компанию. В то же время Минэнерго и Минэкономразвития открыто выступали против разделения «Газпрома». Несмотря на то, что этот вопрос так и не был рассмотрен на президентской комиссии, с повестки дня он не снят.

Только на прошлой неделе начальник управления топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин говорил в интервью Gudok.ru, что рынок газа естественным образом придет к необходимости выделения из структуры «Газпрома» независимой газотранспортной организации. Кроме того, представитель ФАС заявил, что в ближайшее время они совместно с «Газпромом» должны создать рабочую группу, в рамках которой будут обсуждать назревшие вопросы реформирования компании. Эксперты уверены — у обеих сторон высочайшие лоббистские возможности и этот вопрос еще не скоро будет окончательно решен.

«Необходимость выделения из „Газпрома“ газотранспортной составляющей давно очевидна, но решение Минэнерго „перезрело“. Очевидно, что газовая компания деградирует: 20 лет назад он был главным и основным поставщиком на внутреннем рынке, 10 лет назад на его долю приходилось 86-90%, а в прошлом году всего 39%. „Газпром“ уже никак нельзя назвать монополистом», — уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

По словам аналитика, экспортная составляющая бизнес-модели «Газпрома» за последние годы сократилась в разы. «В 2005 году было порядка 240 млрд кубометров газа, а в этом году уже 175. В итоге получается, что на внутреннем рынке „Газпром“ наносит вред независимым компаниям, а на внешнем несет убытки. Отношения „Газпрома“, например, с Украиной были настолько политизированы, что этот рынок был потерян. Но не стоит забывать, что это был огромный рынок — на пике достигал 60 млрд куб м в год. Также нельзя забывать, что, будучи монополистом на европейском рынке, „Газпром“ столкнется с проблемой Третьего энергопакета», — говорит Рустам Танкаев.

Эксперт уверен, что прогнозировать, когда и в какой форме решение о разделении «Газпрома» будет принято, крайне сложно, потому что «все зависит от того, как и в чьих интересах оно будет приниматься».

«Я думаю, что противостояние и компаний, и органов государственной власти по вопросу судьбы газовой промышленности в России продолжится. Сейчас есть два непримиримых лагеря — с одной стороны, это „Газпром“, которого поддерживает Минэнерго, а с другой „Роснефть“ и ФАС, ну и отчасти „Новатэк“. Это характерная черта российской системы управления, когда те или иные органы власти могут поддерживать разные компании, а окончательное решение выносит Президент как некий верховный арбитр. Маловероятно, что они договорятся сами», — заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Автор: Мария Платонова
 
Источник: Gudok.ru, 23.12.2015

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики