Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика заставляет «Газпром» каждый раз пересматривать планы по строительству трубопроводов

Политика заставляет «Газпром» каждый раз пересматривать планы по строительству трубопроводов

До сих пор непонятно, какой из его проектов будет в итоге реализован

Для «Газпрома» 2015 год стал годом громких заявлений. Это провозглашение ряда новых трубопроводных экспортных проектов, заявления об изменении глобальной стратегии, о «развороте на восток».

В январе предправления монополии Алексей Миллер сказал, что новый газопровод «Турецкий поток» – это «единственный маршрут», по которому в Европу будут поставляться 63 млрд куб. м газа в год, «идущие сейчас пока транзитом через Украину», и «других вариантов нет». Проект заменил «Южный поток», который Россия отказалась реализовывать из-за противодействия ему европейских стран, говорил президент Владимир Путин.

«Газпром» давно мечтает не зависеть от транзита через Украину. Это может произойти уже с 1 января 2020 г., заявляло руководство концерна, но ближе к концу года стало более мягким в своих высказываниях и отмечало, что «минимальный объем» транзита может сохраниться и после 2020 г. А после того как «Турецкий поток» фактически был заморожен из-за охлаждения отношений с Турцией, Путин сказал, что «не уверен» в целесообразности прекращения транзита.

Бюджет проектов

В «Турецкий поток» «Газпром» вложил уже более 500 млрд руб. Стоимость «Северного потока – 2» – 9,9 млрд евро, «Силы Сибири» – $55–70 млрд. В 2008–2014 гг. он потратил 2,4 трлн руб. на невостребованные проекты (подсчеты «Ведомостей»).

Продление контракта с Украиной после 2020 г. «маловероятно», считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Это очень сложно будет сделать на приемлемых для России условиях. Только если украинская сторона подпишет документ под давлением Евросоюза. Власть на Украине на данный момент остается такой же недоговороспособной и неконструктивной». С другой стороны, Россия может предложить Европе сохранить транзит через Украину, но нового газа, т. е. дополнительных закупок.

Старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова не исключает, что проект поставок газа в страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Европы по дну Черного моря [«Турецкий поток»] может быть реализован «в том или ином виде». В числе аргументов «за» – уже сделаны огромные инвестиции в создание Южного газового коридора на территории России (см. врез).

Турция уже практически потеряла шанс стать транзитером российского газа, считает Гривач. Если проект и будет возобновлен, то речь будет идти максимум об одной ветке.

На смену «Турецкого потока» пришел «Северный поток – 2» (его поддерживает Германия, но против – девять европейских стран). «Вокруг него будет много политических спекуляций и попыток сорвать. Но у проекта есть фундаментальные причины для его реализации – это истощение запасов углеводородов в Северо-Западной Европе», – говорит Гривач. «Есть положительный опыт первого «Северного потока», и можно надеяться на то, что на этот раз политика не помешает бизнесу», – полагает Белова, но добавляет, что сроки строительства могут быть изменены.

На фоне обострения отношений с Европой «Газпром» надеется на восточных соседей. Однако за 2015 г. стало понятно, что Китай не изменит своим традициям долгих и изматывающих переговоров. 2016 год вряд ли станет определяющим в отношениях с Китаем, считают эксперты. Но текущий уровень цен на энергоносители может все же повлиять на скорое подписание газовых контрактов. «Для покупателя психологически легче подписать новые контракты в периоды низких цен на нефть», – говорит Гривач.

Автор: Мария Тодорова

Источник: Ведомости, 24.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики