Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Саудиты не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи»

«Саудиты не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи»

Саудовская Аравия не будет менять свою стратегию в области добычи черного золота, заявил министр нефти королевства Али бен Ибрагим ан-Нуайми. Об этом пишет газета The Wall Street Journal. О том, насколько геополитика влияет на ценообразование в этой сфере, рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Нефтяные цены ввергают в печаль не только нас. Ситуация у многих стран Ближнего Востока еще тяжелее. Саудовская Аравия будет иметь бездефицитный бюджет при цене на нефть выше $100 за баррель. А если не сокращать расходы и не наращивать доходы, то резервы будут проедены уже к 2019-2020 годам.

Многие думают, что саудиты будут наращивать доходы путем сокращения добычи с целью повышения цен и удивляются, почему же саудиты все делают наоборот. Но это если упрямо придерживаться рыночных трактовок ценообразования на нефтяном рынке и рассказывать истории, как перепроизводство нефти тянет цены вниз. Это, кстати, и рождает конспирологичские версии. Ну вроде той, что саудиты хотят убить американские сланцевые проекты и заодно и нас.

Вы всегда будете приписывать саудитам тайные умыслы. Если не поймете то, что сами саудиты давно поняли. Они никак не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи. Потому что нефть уже не является обычным товаром, и цена на него формируется, скажем, через приток или отток денег на рынке фьючерсов или через колебания курса доллара. Прозрели саудиты еще в начале 80-х, когда они обвалили добычу, а цена продолжала падать, как из-за нефти Северного моря, так и из-за колебаний курса доллара. Вот это было настоящим откровением. И только во второй половине 80-х саудиты стали добычу наращивать, чтобы банально заработать на объеме. Что можно сделать, обладая дешевой по себестоимости нефтью. Этот же фокус они пытаются проделать и сейчас.

Однако нефть дешевеет слишком резко, и объемы уже не спасают. Что же делать? Вроде бы саудиты нашли решение — резать расходы. Проблема в том, что они только-только выросли, причем серьезно. Причины две. Первая — «арабская весна», заставившая Эр-Рияд резко нарастить социальные расходы, чтобы решить проблему неграждан, генерирующих определенные социальные риски. Вторая — война, в которой де-факто участвует Саудовская Аравия и которую на самом деле она во многом и спровоцировала. Саудитам приходится финансировать различные группировки и армии, которые воюют в Йемене, Сирии, Ираке. Может ли Саудовская Аравия в этих условиях позволить себе сокращение расходов? Сильно сомневаюсь.

Есть ли другой путь? Есть — повышать градус напряженности в регионе. Саудиты не могут повлиять на цены через махинации с добычей, а вот через войну как раз могут. В этом же заинтересован и их кровный враг — Иран, который с такими ценами вообще лишается всех бонусов от снятия санкций. Какой в этом смысл, если никаких инвестиций не будет? Вот говорят, что геополитика ушла из нефтяных цен. Посмотрим в 2016 году, так ли это.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 31.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики