Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина не может в одностороннем порядке изменить ставку»

«Украина не может в одностороннем порядке изменить ставку»

Украина повысила стоимость транзита газа для России. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор департамента развития бизнеса компании «Нафтогаз» Юрий Витренко. В своей публикации он назвал эти изменения радикальными. Однако представитель украинской компании не указал, насколько выросли тарифы и с какого числа они начнут действовать. Сейчас ставка на транспортировку газа через Украину составляет $2,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Тарифы для «Газпрома» могут вырасти примерно в полтора раза, но такое решение принял не «Нафтогаз», считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич.

«Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг приняла решение перейти от дистанционного тарифа, который действует сейчас для транзита, к методологии установления тарифов на вход-выход. Теперь Украина хочет взимать порядка $12,5 на точке входа в украинскую ГТС и какие-то деньги на точке выхода в зависимости от того, как далеко находится эта точка выхода от точки входа. Здесь и сейчас нужно менее $30, чтобы закачать 1 тыс. куб. м российского газа. То, что мы видим из этих новых ставок, "Газпрому" может понадобиться заплатить более $44», — рассказал Марунич.

Согласно Третьему энергопакету, украинские власти имеют право пересмотреть тарифы на транзит газа. «Газпром» не будет выполнять такие условия, поскольку ставки за транспортировку закреплены в действующем контракте. В этом уверен заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Украина не может в одностороннем порядке изменить ставку или условия транзита. У нас действует долгосрочный контракт на транзит до конца 2019 года, в нем четко прописано, как именно формируется ставка на транзит. Я не исключаю, что они будут считать по-своему, но "Газпром" будет платить в соответствии с контрактом. В конечном итоге это может вылиться в какой-то дополнительный арбитражный процесс, либо это вообще может привести к какому-то сбою транзита, поскольку "Нафтогаз" может посчитать, что "Газпром" не расплатился за транзит, и перекрыть его», — объяснил «Коммерсантъ FM» Гривач.

Повышение тарифов за транзит газа в первую очередь навредит самой Украине — ее цены станут неконкурентными. Так считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Транзит должен быть конкурентен. Если мы посмотрим поставки через Белоруссию, через "Северный поток" — через эти направления прокачивается газ во вполне сопоставимых объемах относительно украинского транзита. Давайте сравним, сколько стоит прокачка газа по тем направлениям. Кроме того, прокачка газа, по условиям контракта с Украиной, привязана к цене на газ, то есть если цена на газ падает, то цена прокачки тоже должна падать. Требовать повышения платежей в то время, как на других направлениях эти платежи будут снижаться или они в принципе ниже, — это абсурд», — подчеркнул Фролов.

По итогам 2014 года объем транзита российского газа через Украину составил около 60 млрд куб. м в год. За тот же период через Белоруссию «Газпром» экспортировал 45 млрд куб. м сырья. Загрузка «Северного потока» в 2014 году превысила 36 млрд куб. м газа.

Автор: Юлия Безрукова

Источник: Коммерсантъ FM, 31.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики