Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток»: возрождение

«Южный поток»: возрождение

После обострения отношений с Турцией газовая труба «Турецкий поток» оказалась под угрозой. Еще один проект, «Северный поток – 2», встретил активное неприятие со стороны ряда стран Евросоюза. В связи с этим Россия может в ближайшее время вернуться к идее прокладки трубы «Южный поток», от которой пришлось отказаться под давлением Еврокомиссии. Основной трудностью станет убедить ЕК в том, что проект может соответствовать антимонопольным нормам Европы. 

Россия в ближайшее время возобновит работы по проекту газопровода «Южный поток». Об этом пишет болгарское издание Standart со ссылкой на источники в правительстве Болгарии. ЮП — газопровод в Европу, который «Газпром» с европейскими партнерами планировал построить в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб.

Однако 1 декабря 2014 года Россия внезапно заявила, что отказывается от проекта и будет строить другую трубу, через Турцию («Турецкий поток»).

Президент России Владимир Путин тогда говорил, что отказ от «Южного потока» связан с позицией Еврокомиссии.

ЕК на протяжении нескольких лет тормозила проект, не выдавая разрешения, мотивируя это тем, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. В частности, речь шла о так называемом Третьем энергопакете Евросоюза, запрещающем одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой.

Как пишет Standart, болгарский премьер-министр Бойко Борисов «получил сигнал» из России о скором возобновлении работ по ЮП. Объясняется такой ход российской стороны тем, что отношения России с Турцией сейчас обострились и проект «Турецкий поток» оказался на грани срыва. С другой стороны, тормозится и реализация другого газопроводного проекта — «Сила Сибири» (по этой трубе российский газ должен поставляться в Китай). Это связано с рецессией китайской экономики. Таким образом, новые маршруты поставок российского газа как на Запад, так и на Восток сейчас под вопросом.

В российском Минэнерго «Газете.Ru» сказали, что позиция России по поводу «Южного потока» не менялась.

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев говорит, что «Южный поток» действительно нужен, поскольку у «Газпрома» есть долгосрочные обязательства перед европейцами о надежных и бесперебойных поставках российского газа.

«После заявления Украины о полном отказе от импорта нашего голубого топлива риски в отношении транзита газпромовского газа через украинскую территорию кратно возросли», — указывает эксперт.

Украина не закупала российский газ в третьем квартале прошлого года, не удовлетворившись ценой. В четвертом квартале закупки возобновились, однако в конце ноября Киев вновь их прекратил.

В воскресенье премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что и в новом году украинский «Нафтогаз» импортировать топливо из России не собирается: цена, установленная «Газпромом», составляет $212 за 1 тыс. кубометров, в то время как газ из Европы стоит $200.

Касаев напоминает, что действующий российско-украинский транзитный договор истекает в конце 2019 года, а договоры «Газпрома» с рядом государств Евросоюза заключены до 2035 года (и даже на более длительный срок). В сложившейся ситуации, по словам эксперта, мог бы помочь другой новый проект «Газпрома» — «Северный поток – 2», но ввод этого проекта в строй может затянуться, что не на руку ни «Газпрому», ни европейцам. Кстати, в понедельник агентство RNS со ссылкой на сайт госзакупок сообщило, что российская монополия отменила тендеры на закупку более чем 400 км труб для СП-2. 

В свою очередь, «Южный поток» может быть оперативно запущен, ибо часть необходимой инфраструктуры уже есть.

«Камень преткновения — Третий энергетический пакет, но и здесь есть важный нюанс, — говорит Касаев. — При острой необходимости еврокомиссары, пожалуй, могут вспомнить, что в одной из директив Третьего энергопакета содержится важное положение, заключающееся в том, что, если есть рыночный спрос на мощности, операторы газотранспортной системы (ГТС) обязаны их профинансировать и построить».

Фактически это означает, что операторы ГТС стран Юго-Восточной Европы должны предоставить «Газпрому» новую транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя наряду с неиспользуемыми действующими мощностями магистрали, которые нужно соорудить.

Кстати Standart пишет, что возрожденный «Южный поток» будет соответствовать Третьему энергопакету, в частности, проект будет укладываться в план строительства Балканского газораспределительного хаба, а этот проект без российского газа невозможен.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что именно этот вариант выглядит вероятным, так как в этом случае дальнейшую инфраструктуру на суше будет строить уже Болгария (либо кто-то еще из европейских участников). «Так, «Северный поток – 1» и газопроводы с норвежского шельфа не подпадают под действие Третьего энергопакета, а ведь они тоже выходят на европейскую территорию, — поясняет Гривач. — Под регулированием оказываются уже их сухопутные продолжения».

Однако строить четыре нитки «Южного потока», как это предполагалось изначально, по словам эксперта, может оказаться нецелесообразно. «Для этого нужны гарантии потребителей», — отмечает Гривач.

А для обеспечения обязательств по поставкам в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию, которые останутся у «Газпрома» после истечения срока транзитного контракта с Украиной, достаточно будет одной нитки, уверен Гривач. «Возникает вопрос: не проще ли договориться с Украиной? — говорит Эльдар Касаев. — Нет, поскольку у европейцев после российско-украинских «газовых войн» 2006, 2009, 2014 годов, незаконного отбора российского топлива и в связи с нынешней политико-экономической ситуацией на Украине возникли серьезные сомнения в надежности транзита по этому направлению».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 11.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики