Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Татнефть» подбирается к иранской нефти

«Татнефть» подбирается к иранской нефти

Россия и Иран подтвердили взаимные интересы в нефтяных проектах

Компания «Татнефть» подписала меморандум о взаимопонимании с Национальной нефтяной компанией Ирана (NIOC) и Фондом обездоленных Ирана. Соглашение, детали которого не раскрываются, позволит российской компании закрепиться на иранском рынке нефти, указывается в пресс-релизе правительства Татарстана. Аналитики полагают, что речь идет об участии «Татнефти» в разработке трех месторождений в Исламской Республике, о чем стороны уже вели переговоры в июне.

Mostazafan & Janbazan Foundation (Фонд обездоленных и ветеранов войны Ирана) — негосударственный фонд, созданный в 1979 году для реализации социальных программ. Управляет приблизительно 400 компаниями в пищевой, химической и нефтехимической промышленности, металлургии, строительстве, сельском хозяйстве, туризме. Особый юридический статус фонда позволяет ему напрямую сотрудничать с иностранными компаниями. Его годовой оборот превышает 5 млрд долл. National Iranian Oil Company (NIOC) — государственная компания с запасами нефти и газа соответственно 137 млрд барр. и 28,17 трлн куб. м.

«Татнефть» не оставляет попытки закрепиться на иранском нефтяном рынке. Как сообщила вчера пресс-служба правительства Татарстана, между российской компанией и иранской стороной в лице NIOC и Фондом обездоленных Ирана был подписан меморандум о взаимопонимании. Соглашение «даст возможность российской компании присутствовать на нефтяном рынке Ирана, откроет новые перспективы для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества», — говорится в сообщении. Представители «Татнефти» вчера были недоступны для комментариев.

Напомним, «Татнефть» пришла на иранский рынок еще в 2002 году. Тогда был заключен договор с Институтом нефти Ирана о продаже технологий и оборудования для нефтепереработки, а также контракт стоимостью 1 млн долл. на проведение испытаний по повышению нефтеотдачи пластов. Через год компания начала сейсмические исследования на одном из иранских месторождений и занялась поиском пресных вод.

В 2005 году «Татнефть» и Фонд обездоленных создали СП «ПарсТат» (Pars Tatneft Kish). Цель предприятия — участие в проектах по разведке и разработке нефтяных месторождений. При этом предполагалось, что российская компания инвестирует в нефтедобычу 500 млн долл. Однако за три года существования СП ей не удалось обеспечить заключения ни одного контракта.

Как уже писала РБК daily, в июне иранские СМИ сообщали, что «Татнефть», Министерство нефти Ирана и фонд провели переговоры о совместной работе по нефтедобыче на трех месторождениях в провинциях Чехармехаль и Бахтиярия, Кохгилуйе и Бойерахмед. В то время министр нефти страны Голям Хоссейн Нозари заявлял, что на новых месторождениях предстоит провести сейсмическую разведку, пробурить скважины и, наконец, определить экономическую выгоду разработки месторождений. О возможных объемах нефтедобычи на этих территориях не сообщалось.

Аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков не исключает, что подписанный меморандум предполагает участие «Татнеф­ти» в разработке указанных месторождений. По его словам, по своим качественным характеристикам (вязкость и высокосернистость) нефть на этих участках схожа с той, которую добывает «Татнефть». «Это позволит российской компании обеспечить поддержку проекту с технологической точки зрения, в чем и заинтересована иранская сторона», — говорит эксперт.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что «поход в Иран» с учетом сохранения политической напряженности в стране будет экономически невыгоден для «Татнефти». По его мнению, компании стоит сосредоточиться на российском регионе, где и так много нереализованных проектов. В частности, «Татнефть» недавно отказалась от помощи Shell в добыче битумной нефти в республике, заявив, что вполне сможет реализовать этот проект без зарубежных партнеров, напомнил политолог.

Автор: Галина Старинская

Источник: РБК Daily, 21.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики