Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

«Тарифы можно изменить только когда заканчивается срок договора»

Транзит российского газа через Украину подорожал

Киев повысил тариф на транзит российского газа более чем в 1,5 раза. Об этом в среду заявил глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин. По его словам, новая ставка составит $4,5 за 1 тыс. м куб. газа на 100 км. В действующем контракте она зафиксирована на уровне чуть выше $2,5. Министр энергетики Украины напомнил, что еще в декабре прошлого года компанию «Газпром» уведомили о скором увеличении тарифа на транспортировку сырья в Европу. Москва не обязана соглашаться на эти условия, отметил президент Российского газового союза Сергей Чижов.

«Я думаю, что мы не будем выполнять, дело еще дойдет до Стокгольмского арбитража. То есть мы подадим и туда, и там все это будет рассматриваться. Пока мы будем платить, сколько было в договоре. Есть долгосрочные договоры, где связана цена на транзит в долгосрочном плане и цена на газ, который покупают. Ты можешь изменить тарифы только тогда, когда заканчивается срок договора. Если срок не закончился, ты не можешь увеличить эту сумму в одностороннем порядке, только при согласии другой стороны», — подчеркнул Чижов.

Нынешний контракт между Россией и Украиной о транзите газа в Европу действует до 2019 года. В Киеве рассчитывают, что впоследствии он будет продлен. Пересмотр тарифа в сторону повышения в первую очередь навредит самой Украине. Так считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Транзит должен быть конкурентен. Если мы посмотрим поставки через Белоруссию, через "Северный поток" — через эти направления прокачивается газ во вполне сопоставимых объемах относительно украинского транзита. Давайте сравним, сколько стоит прокачка газа по тем направлениям. Кроме того, прокачка газа, по условиям контракта с Украиной, привязана к цене на газ. То есть если цен на газ падает, цена прокачки тоже должна падать. Требовать повышения платежей в то время, когда на других направлениях эти платежи будут снижаться или они в принципе ниже — это абсурд», — уверен Фролов.

Ранее «Газпром» выставил украинскому «Нафтогазу» новый счет на $2,5 млрд — это долг за невыбранный газ в третьем квартале прошлого года. В российской компании подчеркнули: согласно правилу take-or-pay, Киев должен заплатить за газ, даже если отказался от закупок на этот период. Это требование абсолютно справедливо, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Счет выставлен "Нафтогазу" Украины в соответствии с контрактом, который действует с 2009 года, его никто не отменял. Там прописано, что "Нафтогаз" обязан отбирать минимальные объемы газа в соответствии с этим контрактом. Если он этого не делает, соответственно, он должен выплатить деньги. То есть здесь классическое условие той купы, "бери или плати", которая призвана защитить и поставщика, и потребителя. Данное условие есть фактически во всех контрактах "Газпрома", те встречные требования, которые "Газпром" подал к "Нафтогазу" в ответ на его иск "Газпрому", как раз-таки касаются невыполнения "Нафтогазом" условия "бери или плати". Просто в Стокгольмском суде будут увеличиваться масштабы претензий сторон друг к другу», — пояснил «Коммерсантъ FM» Юшков.

В Стокгольмском арбитражном суде рассматриваются взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза» друг к другу. Общая задолженность последнего, с учетом последних требований, достигает $32 млрд. Эта сумма складывается из долга за поставки газа и штрафов по take-or-pay. «Газпром» пока лишь однажды проиграл суд по условию «бери или плати». Осенью 2012 года Венский арбитраж подтвердил право чешской компании RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов. Россия пыталась обжаловать это решение, но безуспешно.

Автор: Алла Пугачева

Источник: Коммерсантъ ФМ, 20.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики