Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия упустила возможность создать собственный эталонный сорт нефти

Россия упустила возможность создать собственный эталонный сорт нефти

Главный экспортный продукт РФ — нефть — привязан в цене к стоимости нефти британской. Эту зависимость можно было бы преодолеть, создав свой эталонный сорт. Но момент был упущен.

Многие страны являются производителями и экспортерами нефти, однако немногие могут похвастать собственным эталонным сортом, от биржевой цены которого зависит стоимость всех остальных сортов. Сегодня в мире таких эталонных марок всего три — это британская Brent, американская WTI и эмиратская Dubai. Российские Urals и ESPO привязаны в цене, соответственно, к Brent и Dubai. Почему у России не получается создать свои маркерные сорта и какую выгоду они могли бы ей принести, выясняла DW.

Urals — заложник единой трубы

Основной экспортный сорт России — Urals. Именно он уходит на все западные рынки. Смесь образуется в единой трубопроводной системе компании «Транснефть» путем смешения углеводородов, поступающих с месторождений Урала, Поволжья и Западной Сибири. Основные производители Urals — «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», Сургутнефтегаз«, «Башнефть» и «Татнефть».

Из-за смешения в трубе разных сортов на выходе получается продукт не самого высокого качества с содержанием серы 1,3 процента. Также Urals имеет достаточное количество примесей, что делает ее плотность более высокой, чем у Brent. «За эталон берутся не просто сорта крупнейших добытчиков, а наиболее чистые сорта. Поэтому самая высокая стоимость у Brent. С появлением примесей стоимость снижается», — рассказала DW ведущий аналитик инвесткомпании «Альпари» Анна Кокорева.

Именно по этой причине стоимость барреля Urals привязана через понижающий коэффициент к цене барреля Brent. В итоге цена российской нефти оказывается на 1-5 доллара ниже цены британской смеси. «Качество сказывается на итоговой стоимости. Но тут ничего не сделать, если у нас единая труба», — соглашается директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

ESPO — заложник китайского контракта

Второй по значимости российский экспортный сорт — ESPO (ВСТО). В отличие от Urals, он обладает отличными характеристиками. Эта нефть поставляется с месторождений Восточной Сибири по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в Китай. Содержание серы в ESPO — всего 0,5-0,6 процента. Для сравнения — этот показатель у эталонной Dubai, к которой привязана стоимость ESPO, — значительно хуже — около 2 процентов.

Казалось бы, здесь никаких нареканий по качеству нет. Однако причины, по которым ESPO не может стать маркерным сортом, иного толка: недостаточные запасы, невысокие объемы, а также всего один продавец и один покупатель. «Продавец — „Роснефть“, покупатель — китайская CNPC. О каком рынке можно говорить? Если бы мы этот сорт предлагали Японии, Южной Корее и другим государствам АТР, тогда еще куда ни шло», — говорит Сергей Пикин. В 2010 году, когда Россия только начала торговать ESPO, правительство всерьез вынашивало идею сделать этот сорт эталонным.

Однако тогда еще не был заключен «договор века» с Китаем, законтрактовавшим практически все объемы восточносибирской нефти на несколько лет вперед. «Китай для нас важнее, чем гипотетические новые рынки. Все же это самый крупный импортер нефти в мире. К тому же „Роснефть“ уже все законтрактовала, так что поле для маневра отсутствует», — добавляет Пикин.

Учебные торги

И все же Россия не отказывается от попыток создания нового механизма ценообразования для своей нефти. В конце ноября 2015 года на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) были запущены учебные торги нефтяными фьючерсами Urals и ESPO. «Пока поставка и денежные расчеты не осуществляется», — рассказал DW первый вице-президент биржи Михаил Темниченко. В рабочий режим проект может выйти во второй половине 2016 года.

Ценообразование на российские фьючерсы в обозримой перспективе будет по-прежнему привязано к Brent, несмотря на то, что, как говорит Темниченко, такую систему нельзя назвать совершенной, а ее «незыблемость в значительной мере основана на инерционности процессов и заинтересованности крупных бенефициаров рынка Brent». По словам топ-менеджера, изменение текущей ситуации является одной из целей проекта СПбМТСБ.

Важно сейчас, возможно — потом

«Новый механизм может принести дополнительные доходы за счет формирования прямой котировки российского сырья, ведь сегодня дисконт от Brent при торговле российской нефтью может достигать пяти и даже больше долларов за баррель», — отмечает Михаил Темниченко. Таким образом, особую важность эта цель приобретает «в условиях снижения мировых цен на нефть».

Однако, как признает сам представитель биржи, изменение системы имеет «горизонт в несколько лет». После запуска контракта участники торговли должны оценить преимущества работы с новыми инструментами биржи, сам контракт должен набрать ликвидность, создаваемая на его базе котировка должна быть признана в основных регионах торговли российским сырьем.

«Окончательным признаком того, что Urals стал ценовым эталоном, будет использование его котировки для формул цены в отношении иных марок нефти», — заключает эксперт.

Туманная перспектива

Сергей Пикин также уверен, что «для успеха затеи большая часть контрактов должна заключаться именно на петербургской площадке. Если это будет эксперимент на 2-3 процента от всей продаваемой нефти, которые нефтяников обяжут продавать на бирже, это ни к чему не приведет».

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник и вовсе считает, что «эти потуги в условиях конъюнктурных ям, когда мировые цены на нефть рухнули более чем в четыре раза, не имеют смысла». «При многократном сокращении стоимости нефти сортамент становится вторичным признаком. Брендирование имело смысл, когда рынок был стабильным. Сегодня это задача даже не второго эшелона», — отмечает он. «Перспектива туманная», — соглашается Анна Кокорева из «Альпари».

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 20.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики