Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» наказывает Киев

«Газпром» наказывает Киев

«Газпром» выставил «Нафтогазу Украины» счет на $2,55 млрд

В ответ на попытки Украины в одностороннем порядке повысить стоимость транзита (Киев увеличил их более чем в 1,5 раза) российского голубого топлива «Газпром» выставил украинской стороне счет на $2,55 млрд за невыбранные в третьем квартале объемы газа. Украина, впрочем, от российского газа этой зимой не слишком зависит, предпочитая перекупать энергоресурсы у Европы. «Нафтогаз» заявляет, что не признает положение «бери-или-плати» и готов судиться.

«Газпром» во вторник направил украинскому «Нафтогазу» счет на оплату невыбранных в третьем квартале прошлого года газовых объемов. Это сделано в рамках так называемого принципа «бери-или-плати» (take-or-pay), прописанного в действующем контракте с Украиной. По нему покупатель обязан ежегодно оплачивать минимальное годовое количество (МГК) газа, вне зависимости от того, был ли этот газ отобран.

Как сообщает «Газпром» в своем релизе, в третьем квартале МГК составило 10,485 млрд кубометров, в связи с чем украинской стороне выставлен счет на $2,549 млрд. Российский холдинг ожидает оплаты счета в течение десяти дней.

В первом, втором и четвертом кварталах прошлого года условие «бери-или-плати» к «Нафтогазу Украины» не применялось, так как компания закупала российский газ. Но в третьем квартале, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, Украина от закупок фактически отказалась.

«Таким образом, никаких договоренностей о неприменении правила «бери-или-плати» в этом периоде не было», — заявил Миллер.

Какие действия предпримет «Газпром» по истечении установленного срока выплаты, в компании не комментируют.

«Нафтогаз» заявил, что считает само положение «бери-или-плати» в том виде, в котором оно изложено в контракте, нерыночным, неправомерным и недействительным. «Нафтогаз» оспаривает применение этого положения в арбитражном производстве с участием «Нафтогаза» и «Газпрома», рассмотрение этого производства осуществляется судом при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, — говорится в релизе украинской компании. — Таким образом, правомерность претензий «Газпрома», основанных на положении «бери-или-плати», определит суд».

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров полагает, что вероятность разрешения ситуации в досудебном порядке крайне низка. «Контракты «бери-или-плати» являются достаточно распространенными. «Газпром» использует их при заключении договоров со всеми европейскими импортерами, — указывает юрист. — Тем не менее трения возникают только с Украиной, которая ко всему прочему является не только потребителем, но и обеспечивает транзит».

Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский считает, что требование «Газпрома» по take-or-pay — это как раз ответ на попытку украинской стороны в одностороннем порядке повысить ставку транзита.

Киев еще в конце декабря заявил, что с нового года будут действовать новые тарифы на транспортировку газа (в 2015 году это было $2,73 за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км, в 2016 году стоимость должна была снизиться до $2,5).

Если раньше стоимость транспортировки была привязана к цене газа (именно из-за ее снижения предполагалось и уменьшение тарифа), то теперь Украина заявляет о госрегулировании тарифов на прокачку в соответствии с законом «О рынке природного газа». И теперь цена транзита устанавливается Национальной комиссией государственного регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

НКРЭКУ установила тарифы в зависимости от маршрута прокачки. Согласно решению комиссии, с 1 января 2016 года для всех точек входа («Кобрин», «Мозырь», «Писаревка 1400», «Суджа 1200», «Суджа 1400», «Устилуг» и др.) установлен тариф на уровне $12,47 за 1 тыс. куб. м.

Для точек выхода тарифы установлены следующие: «Ананьев» — $16,74, «Берегово» — $31,03, «Гребеники — АТИ» (Ананьев — Тирасполь — Измаил) — $16,74, «Гребеники — ШДКРИ» (Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Измаил) — $21,33, «Дроздовичи» — $25,73, «Алексеевка» — $32,16, «Орловка» — $23,12, «Теково» — $28,99, «Ужгород» — $32,80, «Устилуг» — $25,73, все другие точки выхода — $25,73.

Глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин во вторник сообщил, что тариф вырос более чем на 50%, до $4,5 за 1 тыс кубометров на 100 км и подчеркнул, что этот тариф уже утвержден.
По оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, средняя общая стоимость прокачки российского газа через украинскую территорию с новыми тарифами вырастает примерно в 1,5 раза — с $30 до $45 за 1 тыс. кубометров.

Ранее украинские СМИ сообщали, что счет по новым тарифам может быть выставлен «Газпрому» уже в феврале. Однако в понедельник стало известно, что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев еще до конца января намерен обсудить новые тарифы с «Газпромом».

В случае если договоренностей достичь не удастся, Украина оставляет за собой право обратиться в суд, пишет Bloomberg.

«Украина не имеет права в одностороннем порядке менять условия действующего контракта и выставлять счет, — отмечает Валентин Землянский. — Либо стороны должны договориться, либо вопрос должен решаться через суд. Требования же «Газпрома» по take-or-pay, напротив, полностью укладываются в рамки заключенного в 2009 году соглашения».

Глава ФНЭБ Константин Симонов полагает, что у «Газпрома» нет цели получить с Украины деньги по «бери-или-плати» (тем более что платить «Нафтогазу» все равно нечем). «Скорее речь идет о юридическом закреплении обязательств Украины по действующему контракту, — полагает Симонов. — Если Киев намерен вести войну на тарифном направлении, «Газпром» демонстрирует свою готовность ответить на направлении take-or-pay».

Киев давно недоволен действующим транзитным договором, еще в октябре 2014 года украинская сторона подала иск в Стокгольм по поводу недопрокачки транзитных объемов и несправедливой, с точки зрения Украины, транзитной ставки. Общая сумма претензий составила $6,2 млрд. В начале последней декады декабря стало известно, что Киев может предъявить и новые претензии по транзиту, еще на $3,15 млрд.

Российский газ Украина в 2016 году не закупает, сосредоточившись на поставках из Европы. В частности, на прошлой неделе «Нафтогаз» сообщал, что закупит 1,7 млрд кубометров у европейских поставщиков по $187–211 за 1 тыс. кубометров.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 19.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики