Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» — немцы дрогнули?

«Северный поток-2» — немцы дрогнули?

Заставят ли США Германию отказаться от строительства выгодного для неё газопровода

Вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль неожиданно заявил, что Германия не даст согласия на строительство газопровода «Северный поток-2», если газ не будет гарантирован странам Восточной Европы. Габриэль призвал серьезно отнестись к озабоченности Польши относительно строительства газопровода.

До сих пор именно Германия была наряду с Россией наиболее заинтересованной в реализации этого проекта страной. Поэтому немцы предпочитали отмалчиваться, когда звучали обвинения в неких угрозах, которые новый газопровод несёт Евросоюзу.

Так 18 января президент Польши Анджей Дуда на совместном брифинге с председателем Евросовета Дональдом Туском заявил, что «Северный поток-2» подрывает сплоченность ЕС и обусловлен политическими факторами гораздо в большей степени, чем экономическими. «Мы не согласны с таким вложением капитала», — цитирует Дуду «Лента.ру».

А в конце ноября прошлого года министр экономики Словакии Вазил Гудак отмечал, что потери страны от «Северного потока-2» составят 400 миллионов долларов в год (государство получает деньги от транзита российского газа в Западную Европу).

Соглашение акционеров по проекту «Северный поток-2», подразумевающему расширение «Северного потока», было подписано в начале сентября прошлого года. В состав нового консорциума вошли «Газпром», E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и Engie. Две новые нитки общей годовой мощностью 55 миллиардов кубометров, как и уже действующие, должны пройти от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. При этом доля «Газпрома» в проекте — 50 процентов. Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» запланирован на четвертый квартал 2019 года.

Однако наряду со странами Восточной Европы против расширения «Северного потока» выступает США, так как этот проект сделает Россию практически независимой от транзита газа через территорию Украины. А значит, и в политическом плане позиции нашей страны упрочатся, как и экономические связи с Европой. Американцы уже пообещали приложить все усилия, чтобы похоронить проект, как это уже было с «Южным потоком». Но для этого им надо «продавить» Германию. Означает ли заявление Зигмара Габриэля, что «немцы дрогнули»?

— Я думаю, что Германия просто пытается успокоить страны Восточной Европы, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Как известно, страсти там кипят нешуточные. Некоторые государства беспокоятся о потере сотен миллионов евро ежегодного дохода от транзита российского газа. Не случайно, премьер-министр Словакии Роберт Фицо весьма эмоционально выразился в адрес немецких партнёров: «Они делают из нас идиотов!».

Хотя некоторым из сильно обеспокоенных стран беспокоиться в данном случае не о чем. Ту же Польшу практически никак не задевает будущее изменение транзита газовых потоков.

Поляки получают газ по трубопроводу «Ямал-Европа». При желании они могли бы подключиться и к «Северному потоку-1». Они построили терминалы сжижения газа из Северной Европы и так далее.

Что касается «гарантий России», то не очень понятно, что имел в виду Зигмар Габриэль. Если речь идёт о долгосрочных контрактах, то тут необходимы переговоры в многостороннем формате. Я предполагаю, что больше всего обеспокоенности у немцев вызывает всё та же Украина, поскольку те 2 с лишним миллиарда долларов, которые получает ежегодно эта страна за транзит российского газа, возместить ей будет нечем. А значит, в той или иной степени Евросоюзу, и в первую голову Германии придётся ещё больше тратить из своего кармана на поддержание экономики «незалежной». То есть вице-канцлер ФРГ призывает искать компромисс. Дескать, «Северный поток-2» мы построим. Но давайте и страны Восточной Европы, в первую очередь Украину, не оставим совсем без прибылей за транзит газа.

Но наиболее рьяные противники нового «Северного потока» всё-таки выступают против него не по экономическим, а по политическим причинам. Я говорю, в первую очередь, о прибалтийских государствах. Правительства этих стран зачастую ведут себя просто неадекватно. Той же Литве никто не мешал покупать российский газ. Однако они специально построили терминал для приёма сжиженного норвежского газа, а потом вдруг выяснили, что этот газ гораздо дороже нашего. Теперь они подписали новый контракт с норвежским «Статойлом». В нём цена за газ ниже, но обязаны они его покупать гораздо дольше. То есть в долгосрочной перспективе они опять проиграли. Критика «Северного потока-2», как и всего связанного с Россией для нынешней политической верхушки прибалтийских стран — некая модель самоидентификации. Мы — это те, кто против России и «восточного варварства».

В любом случае, Германия не отступится от «Северного потока-2». Поскольку хорошо понимает, что как раз этот проект наилучшим образом обеспечит её энергетическую безопасность. Потому что Украина уже не первый год балансирует на грани: придётся или не придётся забирать газ, идущий в Европу, для себя.

«СП»: — А можно ли сделать так, чтобы та же Словакия не теряла свои 400 миллионов долларов в год, когда начнёт действовать «Северный поток-2»?

— Местоположение Словакии таково, что для неё действительно наиболее оптимальный маршрут нынешнего газопровода через Украину. Но словаки, кстати, теперь немало зарабатывают на реверсе российского газа. Ещё можно прийти к такому соглашению: если уж Украина принципиально хочет покупать российский газ не у России, а у европейцев, то можно договориться, что Словакия гарантированно будет получать дополнительные прибыли от реверса. Есть ещё вариант — построить газопровод «Ямал-Европа-2». Он мог бы идти через Белоруссию, Польшу и далее через Словакию — на юг Европы и в Турцию. Таким образом, Словакия сохранила бы свою значимость страны-транзитёра и получала прибыль не меньше, а то и больше прежнего.

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 29.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики