Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика регуляторов для нефтянки хуже, чем санкции

Политика регуляторов для нефтянки хуже, чем санкции

Падение нефтяных котировок стало для российской экономики и для бюджета, половину которого составляют нефтегазовые поступления, серьезным испытанием. При этом эксперты уже давно говорят, что санкции в отношении экспорта технологий, используемых в нефтегазовой отрасли, могут не только замедлить и сделать нерентабельными энергетические проекты в Арктике, но и снизить темпы добычи на российских месторождениях.

«Санкции касаются новых проектов с достаточно большими капитальными вложениями, в частности, российских сланцевых и шельфовых проектов. Но по большому счету, если мы находимся в ситуации, когда цена на нефть колеблется в районе 30 долларов за баррель, то надо быть безумцем, чтобы говорить о разработке того же арктического шельфа, где даже себестоимость четко посчитать нельзя», — заявил «Вестнику Кавказа» первый проректор, заведующий кафедрой прикладной политологии Финансового университета Константин Симонов.

Из-за санкций Запада в Россию запрещено поставлять оборудование для работы на шельфе. Полгода назад «Роснефть» сообщила, что ранее 2018 года не начнет бурение второй поисковой скважины в Карском море, хотя до санкций это должно было случиться в 2016 году в партнерстве с Exxon Mobil. «Но даже если бы не было санкций, я уверен, что проект Exxon Mobil в Карском море не был бы реализован хотя бы в силу этих объективных ограничений», — утверждает Симонов.

По его словам, со сланцевой нефтью тоже история сложная: «Когда мы говорим о Западной Сибири, то там также еще много вопросов. Тот же коллектор Баженовской свиты является сланцевой формацией. Многие наши геологи считают, что это ближе к тому, что в США называют tight oil, на разработку которой санкции, кстати, не наложены. Они касаются только shale oil. Но все равно это привело к тому, что на всякий случай компании подстраховались. Мы знаем, что Total заморозила проекты по Баженовской свите с „ЛУКОЙЛ“. Мы также знаем, что „ЛУКОЙЛ“ заявляет о сокращении инвестиций на этот год. И эти компании можно понять, ведь налоговая нагрузка на них растет. По самым скромным оценкам нефтегазовые компании дополнительно заплатят более 320-350 миллиардов рублей из-за решения о заморозке экспортной пошлины, за счет повышения налогов на газоконденсат. Ясно, что если вы эти деньги изымаете, то рассчитывать на финансовые вложения не приходится. Очевидно, что в этой ситуации переложить все эти инвестиции на плечи западных компаний тоже не получилось бы».

Симонов полагает, что рассчитывать на китайских инвесторов тоже не приходится: «Дело даже не в том, что они долго обдумывают, понимая, что надо выторговывать лучшие условия. Проблема в том, что у нас нет технологий, которые необходимы для реализации этих проектов».

Между тем еще летом 2014 года в Москве решили ускоренно перейти на импортозамещение, решить проблемы разработчиков и производителей стратегически важного нефтегазового оборудования и сервисов, попавших под санкции.

По словам Симонова, санкции могли бы оказать и позитивное влияние на нефтегазовую отрасль: «В ней тоже задумываются об импортозамещении. В частности, существует масштабная идея создания инновационного полигона на базе того же коллектора Баженовской свиты. Для реализации этого проекта даже импортировать нечего, так как нужно создавать новые технологии. Формация достаточно уникальная, и взять технологию из другого места и привезти ее в Тюмень не получится».

Однако, по мнению эксперта, в современных экономических условиях в России решить такого рода проблемы быстро не получится. «Но это не вопрос санкций. Скорее, это вопрос цены и общей ситуации, когда правительство ищет деньги, а компании пытаются эти деньги сберечь. Компании опасаются, что если „покажут“ инвестиции, то Министерство финансов может обложить их дополнительными налогами. И это реальная проблема», — полагает Симонов.

Он убежден, что общая ценовая ситуация влияет на нефтяную отрасль гораздо больше, чем санкции.

«Рассчитывать на то, что санкции снимут, не приходится, а если это произойдет то вряд ли ситуация станет сильно лучше», — уверен эксперт.

Что касается кредитов, то, по мнению Симонова, здесь проблемы не столь серьезны: «Некоторые компании вообще не попали в санкционные списки европейцев, другие пытаются выкрутиться. Интересны происходящие сейчас попытки получить финансирование у французских банков через хитрые схемы. И китайцы дают денег. Дороже, правда, но, тем не менее. О кредитах с ними чуть проще договариваться, чем о разведке и добыче нефти и газа».

В качестве «приятной новости» Симонов назвал следующее обстоятельство: «Весной будет уже два года, как мы живем под санкциями. Это приличный срок. Были ожидания, что у нас полностью провалится сервисный бизнес, так как все крупные западные сервисные компании начнут покидать Россию. Этого не произошло. Это важный фактор с точки зрения поддержания уровня добычи нефти и газа в стране. Некоторые компании даже хотят расширить свои активы в России. Я считаю, что интерес западных сервисных компаний к российскому рынку сохраняется. Это означает определенную стабильность — компании сумели подстраховаться, никто с российского рынка не ушел. Поэтому, все-таки, гораздо хуже политика регуляторов, нежели санкции».

Источник: Вестник Кавказа, 01.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики