Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

«Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

Украина подала в суд из-за строительства «Северного потока–2», заявил премьер-министр страны Арсений Яценюк. Он назвал проект антиевропейским и антиукраинским. По его словам, жалоба была направлена в комитет по энергетике Еврокомиссии. Руководство Украины преследует свои политические цели, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Борьба вокруг «Северного потока-2» не прекращается. Украина вроде как подала в суд на трубопровод, а премьер Яценюк назвал его политическим антиевропейский проектом. Заявив, что хочет построить прозрачный газовый европейский рынок.

Начнем с того, что «Северный поток-2» – это морской газопровод, который под действие нормативных документов ЕС не подпадает. Поэтому подавать на него в суд нет никакого смысла. Да и сомнительно, что Украина это на самом деле сделала. Скорее всего, она просто разогревает тему. Потому что вопрос возникает с продолжением «Северного потока-2» по суше. Задача – соединить точку входа трубы на европейскую сушу с австрийским хабом Баумгартен и далее с рынком Италии – одним из ключевых для России в ЕС. Что действительно еще больше снизит зависимость от украинского транзита. Тут нормы ЕС, конечно, соблюдать придется. Но это вполне возможно. Скажем, труба может быть построена сторонними инвесторами, а вход в трубу не будет монопольным. Другое дело, что не вполне ясно, какой еще газ может оказаться в Грайфсвальде кроме российского. И Украина это понимает.

Важное обвинение – что это политическая история. Дескать, Россия хочет лишить Майдан доходов от транзита. Даже оставим в стороне новую экономическую философию Украины «жить без России». А напомним, что проблему транзита мы обсуждаем уже 20 лет. За это время президентами успели перебывать и антироссийские, и вроде бы пророссийские политики. Но ни с кем этот вопрос решить не удалось. И вопрос об обходе Украины решался и при Ющенко, и при Януковиче, которого вроде как свергли как опасного сторонника России. Так что никакой мести Майдану тут точно нет.

Была идея трехстороннего консорциума. Развалена. Было предложение о передаче хотя бы миноритарной доли «Газпрому». Похоронено. Причем как раз из-за политики. Украина сама придумала идею, что отдать трубу означает потерять независимость. Возьмите Белоруссию. Она полностью продала «Газпрому» магистральные газопроводы. Можно ли Лукашенко назвать сегодня хотя бы пророссийским политиком? А Белоруссия уж точно не стала частью России.

Давайте вспомним недавнюю историю с повышением Украиной ставки за транзит. По контракту это вообще не делается в одностороннем порядке. Там есть четкая формула, и тариф выводится из цены на газ. Но на контракт махнули рукой. Интересно, это соответствует европейским ценностям?

А завтра какие-нибудь отморозки захватят компрессорную станцию, потребуют перекрыть транзит российского газа, правительство Украины разведет руками. Ну а европейцы сделают вид, что это их не касается. Как это было в январе 2009 года, когда они схватились за контракты и отметили, что по ним «Газпром» должен доставить газ до конкретных точек на границе ЕС. А как это произойдет — европейцев не волнует. Выходит, что все транзитные риски переложены на «Газпром». Ну вот он и решает эту проблему. В интересах, между прочим, европейских потребителей. Кстати, совершенно забыт и еще один вопрос – а в каком состоянии находится украинская труба? Много лет обещают появление в ее капитале загадочных западных инвесторов, которые проведут капитальный ремонт. И где они? Вместо того чтобы ходить по судам – лучше бы провели технический аудит трубы да дали бы нам почитать его результаты.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 03.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики