Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подсчитаны убытки России от санкций и дешевой нефти

Подсчитаны убытки России от санкций и дешевой нефти

За четыре года, начиная с 2014 года, потери России от низких нефтяных цен и финансовых санкций достигнут около $600 млрд. К таким выводам пришли аналитики Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и Илья Прилепский.

Убытки от финансовых санкций будут находиться на уровне около $170 млрд, недополученные доходы от экспорта углеводородов составят около $400 млрд. Потери капитала от санкций оценены исходя из стоимости нефти $50 за баррель, экспортных доходов — с учетом санкций при такой же цене по сравнению со $100 за баррель, которые правительство рассматривало как среднесрочный уровень еще полтора года тому назад, пишут «Ведомости».

По мнению экспертов, падение валового притока капитала составит примерно $280 млрд за три с половиной года, включая около $85 млрд прямых инвестиций, причем три четверти этих потерь объясняются косвенным влиянием санкций. Снижение прямых заграничных инвестиций, уменьшение возможностей для займов, сокращение притока капитала на рынок госдолга умножают прямое влияние санкций примерно втрое.

Евсей Гурвич и Илья Прилепский указывают, что влияние санкций на приток капитала не зависит от цены нефти, но при сокращении нефтяных котировок их эффект увеличивается. При дорогой нефти нетто-потери капитала от санкций за рассматриваемый период составили бы примерно $160 млрд, или 1,9% ВВП, при низкой нефтяной цене несколько большие потери — около $170 млрд — относительно ВВП вырастают наполовину до 2,8% ВВП.

Профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС Юрий Юденков в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» отметил, что антироссийские санкции сильнее всего ударили по двум направлениям. «Во-первых, они по политикам ударили, поскольку ограничили их деятельность и как политических деятелей, и как физических лиц. С одной стороны, конечно, это честь для них, так как показывает, что эти люди играют существенную роль в политике России. С другой стороны, поступая так, западные страны попытались в какой-то степени ограничить и деятельность нашего государства в целом», — назвал в первую очередь он политическое направление.

«В экономике в первую очередь удар санкций пришелся на высокотехнологические отрасли, которые использовали импортные технологии и материалы, то есть современное машиностроение: станкостроение, полупроводники, вычислительная техника. Еще я бы отметил, как минимум, чисто психологически оказалась ограничена наука: контакты с американской наукой, которые раньше были более-менее свободные, пошли на убыль, совместных исследований стало меньше», — обратил внимание эксперт.

При этом, по оценке Юрия Юденкова, от войны санкций к настоящему времени выиграли отечественное сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции.

Низкие цены на нефть, в свою очередь, «ударили по всем нам, начиная от бюджета и кончая каждым гражданином». «Пострадало, по-моему, все государство. Я не могу назвать никого, для кого падение нефтяных цен не играло бы существенной роли. У нас все цены на сырье пересчитываются в цены на нефть: и газ так пересчитывается, и минеральные удобрения. Поэтому падение цен на нефть вызвало снижение цен на целую группу наших экспортных товаров, а дальше последствия пошли уже по цепочке», — подчеркнул профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков обратил внимание на долгосрочность влияния антироссийских санкций. «В краткосрочной перспективе проблем в добывающей отрасли, к примеру, не возникло, ведь до 2017 года у нас никаких проектов до конца реализовывать и не планировалось. Напомню, что была закрыта после введения санкций разработка „Роснефтью“ и ExxonMobil месторождения „Победа“ в Карском море, однако в рамках этого проекта в 2015-2016 годы предполагалось пробурить только одну скважину, и „Роснефть“ только больше потратила бы денег на исследования, если бы проект продолжался. Тем более при такой цене на нефть и без всяких санкций этот проект был бы закрыт», — привел пример он.

То же самое касается и «Газпрома». «У „Газпрома“ новых арктических проектов тоже не запущено, опять же из-за падения цен на нефть. Например, запуск Долгинского месторождения в Баренцевом море, которое находится неподалеку от запущенного уже Приразломного, перенесен, но этот проект компания разрабатывает сама, без иностранного участия. Именно от санкций против российской нефтегазовой отрасли пострадал „Газпром“ в одном единственном проекте — это Южно-Киринское месторождение на Сахалине в рамках „Сахалин-3“, где компания должна была добывать газ и нефть в море после закупки подводных добычных комплексов. Это оборудование закупалось в США, теперь его невозможно ввезти, между тем газ с Южно-Киринского нужен, чтобы построить третью очередь завода по сжижению газа на Сахалине», — поведал Игорь Юшков.

Эксперт согласился с Юденковым в том, что цены на нефть нанесли более тяжелый удар по российской экономике. «Все российские компании пересмотрели свои инвестиционные программы из-за этого. По абсолютным величинам крупные компании пострадали больше, „Роснефть“ пострадала больше всего, потому что они очень много взяли кредитов на покупку ТНК-BP до кризиса, планируя проводить рефинансирование кредитов. Из-за санкций „Роснефти“ пришлось брать деньги в Азии значительно дороже, чем можно было взять в Европе, из-за этого была сокращена инвестиционная программа, лишь бы деньги отдать. Все остальные компании тоже порезали инвестиционные программы, все теперь на голодном пайке и в будущие проекты мало что вкладывают, стараются хотя бы действующие проекты поддержать», — заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Источник: Вестник Кавказа, 05.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики