Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» все еще интересны России

«Турецкий поток» и АЭС «Аккую» все еще интересны России

Россия продолжает проявлять интерес к проекту газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», однако в свете сложностей в отношениях между Москвой и Анкарой их будущее под вопросом, заявил посол РФ в Турции Андрей Карлов.

«Россия не отказывается от „Турецкого потока“, но мяч тут в большой степени на турецкой стороне. В нынешних условиях очень трудно прогнозировать судьбу проекта, поэтому мы в первую очередь ждем, что турецкая сторона образумится и сделает то, что она должна сделать для нормализации межгосударственных отношений», — цитирует его РИА Новости.

Схожая ситуация и с АЭС «Аккую». «Все наши меры в отношении Турции очень ясные и прозрачные. Ни в указе президента, ни в трех постановлениях правительства АЭС „Аккую“ не значится. Проект с нашей стороны не отменен, но перспективы его реализации сейчас больше зависят от турецкой стороны», — подчеркнул посол.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» отметил потребность реализации южного крыла газопроводов, будь то «Южный поток» или «Турецкий поток». «Во-первых, России нужно осуществлять довольно большие поставки в саму Турцию, от этого никуда не деться, ведь у нас подписан долгосрочный контракт, который приносит нам значительные прибыли. Даже после отказа от транзита газа через Украину России все равно придется как-то поставлять его в Турцию. Половину Турция получает по действующему „Голубому потоку“, но вторую половину надо же тоже как-то поставить. Гнать ее через „Северный поток“ — это, конечно, довольно абсурдная ситуация и слишком большие транспортные затраты», — сказал эксперт.

Поэтому, полагает Юшков, России выгодно реализовать «Турецкий поток». «Проблема в политике: российское руководство не будет вести диалог с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и его представителями сейчас, по крайней мере, в ближайшее время точно. Между тем без подписания межправительственного соглашения между Россией и Турцией реализация „Турецкого потока“ невозможна. Напомню, что переговоры остановились из-за того, что правящая Партия справедливости и развития не получила большинство на выборах в июле и не смогла сформировать единолично правительство. То есть подписывать межправсоглашение оказалось не с кем. Сейчас правительство есть, но Москва пока не будет вести диалог с Анкарой. Однако, если ситуация продолжит развиваться в том же русле, России придется продлевать транзит через украинскую газотранспортную систему, а это тоже для России поражение в какой-то степени», — считает он.

Эксперт напомнил, что в фундамент «Турецкого потока» была заложена именно политическая договоренность между двумя президентами. «Создание проекта было во многом решением двух президентов — Путина и Эрдогана. Уже вслед за ними компании стали прорабатывать этот новый маршрут. Сейчас оказывается, что основа, которая была у „Турецкого потока“, разрушена, а без политической составляющей непонятно, как реализовывать этот проект. Основное препятствие для „Турецкого потока“ — отсутствие диалога между Москвой и Анкарой, а вопросы о том, что будет, куда пойдет труба дальше после Турции, выйдет она в Болгарию или в Грецию, кто должен платить за строительство газопровода на территории Европы, являются уже второстепенными», — резюмировал Игорь Юшков.

Старший научный сотрудник Сектора энергетической политики Института экономики РАН Иван Капитонов обратил внимание на позитивную конкуренцию между «Турецким потоком» и «Северным потоком-2». «Эти два проекта конкурируют между собой — и только при наличии такой здоровой конкуренции можно ожидать существенных сдвигов либо в одном проекте, либо в другом. Реально необходимо реализовать только один из этих проектов для того, чтобы поставить должное количество газа в Европу. Поэтому, конечно, Россия обладает собственным интересом в продвижении „Турецкого потока“ именно для того, чтобы заставить европейцев — я имею в виду Германию и Турцию — так или иначе конкурировать между собой в том, кто же первым откроет свои границы для поставок российского газа. С этой точки зрения это все очень даже привлекательно. Но с экономической точки зрения те скидки, которые просит Турция, конечно, очень серьезно девальвируют проект», — отметил эксперт.

«Мы должны понимать, что через „Турецкий поток“ будет поставляться газ не только Турции. Существенные объемы газа будут поставляться на европейский рынок дальше. Вопрос об условиях этих поставок заключается в том, как обойти „Третий энергопакет“, чтобы непосредственно доставлять конечному потребителю этот газ. Если удастся обойти „Третий энергопакет“, тогда этот проект становится экономически целесообразным. Если же сделать этого не удастся, будет создан хаб на территории Турции, которая, фактически, станет заниматься перепродажей российского газа. В таком случае экономическая целесообразность под серьезным вопросом. Так что с точки зрения экономики здесь больше вопросов, чем ответов, а с точки зрения политики проект нужен для того, чтобы конкурировать с „Северным потоком-2“, ведь так или иначе мы реализовываем один из двух проектов», — подчеркнул он.

Источник: Вестник Кавказа, 09.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики