Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Мнение: оппоненты «Северного потока-2» занимаются политиканством

Проект газопровода «Северный поток-2» стал поводом для разногласий Германии и США. По мнению эксперта в сфере энергетической безопасности Алексея Гривача, проект теснее свяжет Европу с Россией, а этого Штаты допустить не хотят.

«Северный поток-2» (СП-2) стал поводом для разногласий в Евросоюзе, на дискуссию пытаются повлиять США. Россия, предлагая проект, намерена исключить перебои в поставках газа по вине непредсказуемого транзитера — Украины. Берлин — «за» такое решение вопроса. Однако это не устраивает Брюссель, Польшу и Вашингтон.

Еврокомиссия считает, что увеличение доли присутствия «Газпрома» в Европе приведет к возможности давления Москвы в политических и энергетических вопросах. На этом фоне появился проект закона о проверке соглашений по газу, который ЕК, как ожидается, представит 16 февраля.

Польша яростно сопротивляется появлению новой магистрали, идущей в обход ее территории. Этим, по словам экспертов, и объясняется позиция Варшавы, ведь конечный маршрут СП-2 — Германия. 

Вашингтон всячески пытается повлиять на ход дискуссии о СП-2, опасаясь потерять свое влияние на Евросоюз. Немецкий посол в Вашингтоне Питер Виттиг напомнил Штатам, что «есть вопросы, которые европейцам следует решать самостоятельно». По словам дипломата, американцы подхватили страхи других европейских стран и пытаются из этого извлечь пользу.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает позицию Польши и США чрезмерно политизированной.

«Обвиняя Россию в том, что она якобы пытается с помощью „Северного потока-2“ реализовать политический проект, ее оппоненты занимаются политиканством. Польша сама является транзитером российского газа через трубу „Ямал-Европа“ в направлении Германии. Польше предлагали развивать этот маршрут, строить вторую нитку. Она отказалась, а теперь пытается сказать, что проект обходит Польшу и создает риски. Но это ведь не так. Что касается США, то надо понимать, что газ — это серьезный пласт сотрудничества России и Европы. И США боятся, что им не удастся ослабить эти связи», — сказал Алексей Гривач в эфире радио Sputnik.

Ситуация, по его словам, напоминает ту, что поначалу сложилась с проектом «Северный поток-1». Однако он был реализован и достаточно успешно функционирует.

«Проект решил много задач по энергетической безопасности Европы по снижению транзитных рисков, связанных с Украиной и диверсификацией маршрутов поставок. Более того, он сыграл серьезную роль в развитии притоков между странами ЕС с развитием инфраструктуры внутри Евросоюза. „Северный поток-2“ развивает это направление, окончательно снимает транзитные риски, и в то же время создает определенную стабильность и предсказуемость газоснабжения севера Западной Европы», — отметил эксперт.

По его словам, некоторые еврочиновники пытаются представить, что «Северный поток-2» — это проект России и Германии, но это несколько ложное представление.

«Действительно, Германия является важным партнером в этой истории, но это трансъевропейский проект. Консорциум Nord Stream AG включает все основные энергетические компании Европы. Это серьезный европейский энергетический кулак, который должен обеспечить энергетическую безопасность Европы», — подчеркнул Алексей Гривач.

Он считает, что проект закона о проверке соглашений по газу, который представит Еврокомиссия, это очередная попытка лишить страны Евросоюза возможности самостоятельно реализовывать энергетическую политику.

«Еврокомиссия не имеет полномочий по определению энергетической политики государств. Но, приняв этот закон, она шаг за шагом через нагнетание истерии, через механизмы создания общего рынка, пытается забрать эту часть суверенитета у стран-членов, у национальных правительств, обязав их согласовывать все шаги в сфере энергетики», — заключил Алексей Гривач.

Источник: РИА Новости, 16.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики