Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Соглашение о приостановке добычи нефти волшебной палочкой не станет»

«Соглашение о приостановке добычи нефти волшебной палочкой не станет»

Договоренности по заморозке уровня нефти вступят в силу, если другие производители тоже присоединятся к инициативе. Об этом заявил российский министр энергетики Александр Новак. Помимо России и Саудовской Аравии, приостановить добычу нефти согласились Катар и Венесуэла. Также, по данным Bloomberg, инициативу готов поддержать Кувейт. На эту ситуацию можно посмотреть с различных сторон, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Соглашение России и Саудовской Аравии вызвало много противоречивых оценок, потому что это история про полупустой или полуполный стакан, ну или бочку нефти, если хотите. Одни считают, что бочка наполовину полная, а другие — что наполовину пустая.

Давайте начнем с пессимистов. Их аргументы понятны. Россия и Саудовская Аравия договорились не снижать добычу, а лишь не увеличивать ее. При этом за суточный максимум взяли 11 января 2016 года, а в январе суточная добыча в России была максимальной за все постсоветское время. Да и саудиты показали неплохие результаты, хотя формально были у них дни получше летом прошлого года. Соглашение касается четырех стан, причем Катар не является значимым игроком на нефтяном рынке, а Венесуэла находится на пороге революции, и ей сейчас вообще не до роста добычи. При этом государства-участники соглашения договорились, что оно будет действовать, если к нему присоединятся другие страны. Взоры, понятно, обращены на Иран — стану, которая наслаждается снятием санкций и троллит рынок громкими заявлениями, обещая нарастить экспорт чуть ли не на миллион баррелей в сутки. Понятно, что все это пока сотрясание воздуха. Рост по январю — менее 100 тыс. баррелей в сутки по сравнению с декабрем. Но все равно Иран вряд ли к соглашению присоединится. Он считает, что саудиты пользовались санкциями против Ирана, и теперь время платить по счетам.

Есть вопрос по Ираку, просто потому, что там вообще нет центральной власти. Плюс еще зоны, контролируемые ИГИЛ (террористическая организация «Исламское государство»; запрещена в России. — «Ъ FM»). Наконец, есть и самый главный аргумент — сколько бы производители не договаривались, монетарный фактор из цены нефти никуда не денется. И если ФРС будет повышать курс доллара, цена на нефть расти не будет.

Теперь же про наполовину полную бочку. Прежде всего, удивительно, что вообще хоть о чем-то договорились с саудитами, учитывая, что мы сейчас политические оппоненты. Вспомните рассказы Эр-Рияда про наземную операцию в Сирии. В битве за Алеппо мы по разные стороны баррикад. Как вы понимаете, абсолютные монархии нефть и политику не разделяют. Так что сами договоренности многое значат. Если будет доверие другу к другу, можно будет идти дальше и снижать добычу. Мы видим попытку нащупать новый фундамент отношений между производителями нефти. Скорее всего, на костях ОПЕК будет возникать новое объединение. Говорить про его прочность пока слишком рано, но ОПЕК — это структура, давно уже не имеющая смысла. Нужных решений ОПЕК не принимает, а если принимает, то не выполняет.

Пара слов о США – очевидно, что к соглашению они присоединяться не будут. Но ясно, что и так сократят добычу, без всяких обязательств. Сланцы не держат такую цену. Да, кредитная система США имеет возможности для субсидий производителям, но удерживать эту машину на плаву без потерь очень сложно. В общем, ждать, что вторничное соглашение будет волшебной палочкой, которая вернет цены на уровень хотя бы 2014 года, пока не приходится. Но уже видно, что производители задумались — конкуренция друг с другом только ухудшает для них ситуацию. Посмотрим, что будет дальше.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 17.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики