Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Эр-Рияд хоронят ОПЕК

Москва и Эр-Рияд хоронят ОПЕК

Договоренности о заморозке добычи нефти формируют «новую ОПЕК»

Соглашение об ограничении добычи нефти на деле еще далеко от осуществления. Эксперты предупреждают, что если оно так и не будет воплощено в жизнь, то рынок окончательно перестанет верить во влияние производителей нефти на ситуацию и цены на нефть полностью перейдут под контроль спекулянтов. Зато уже можно с уверенностью говорить о конце ОПЕК как института и создании нового картеля — уже с участием России. 

Инициатором заморозки была Венесуэла, заявил Яновский. Венесуэльский президент Николас Мадуро в пятницу даже назвал соглашение историческим. Также он сообщил, что в ближайшее время направит членам ОПЕК и странам-нефтепроизводителям, не входящим в картель, конкретные предложения по стабилизации механизмов ценообразования на нефтяных рынках. По словам Мадуро, необходимо, чтобы рынками и ценами управляли экспортеры нефти, а не спекулянты.

Соглашение о заморозке уровня добычи поддержали ряд стран ОПЕК (Эквадор, Алжир, Нигерия и Кувейт), а также Оман, не входящий в картель. Больше всего опасений вызывала позиция Ирана, который после снятия западных санкций начал наращивать добычу и экспорт (только в январе Исламская Республика нарастила добычу на 0,4 млн баррелей в сутки). При этом Иран еще в прошлом году предупреждал, что намерен увеличить добычу на 1 млн баррелей и восстановить потерянные за период санкций позиции на нефтяных рынках. Однако в среду Иран заявил, что поддерживает идею о заморозке добычи.

Глава российского Минэнерго Александр Новак в интервью программе «Вести в субботу» заявил, что, если рынок не получит новых объемов нефти, дисбаланс спроса и производства сократится как минимум на 1,3 млн баррелей в сутки. Также министр отметил, что цена в $50 за баррель устроила бы всех. 

Тем не менее переговоры по этому вопросу еще не закончились, и формально соглашение не заключено. Как сообщил Новак, консультации со всеми производителями должны завершиться к 1 марта. При этом, как говорил на Красноярском форуме Анатолий Яновский, какого-то юридически обязывающего документа, скорее всего, не будет — договоренности носят добровольный характер.

Фактически это означает, что любая страна, согласившаяся заморозить добычу, может в любой момент отказаться от своих слов.

И предпосылки к этому уже есть. Во-первых, эксперты сомневаются в том, что Иран действительно пойдет на заморозку добычи — страна форсированными темпами наращивает добычу и экспорт, запуская проекты, остановленные на время санкций. Также в пятницу РИА «Новости» со ссылкой на прогнозы Fitch писало, что согласованные действия производителей по заморозке весьма сомнительны. Reuters со ссылкой на источники в четверг передавало, что тот же Иран готов пойти на заморозку производства лишь в том случае, если страны, нарастившие добычу за период санкций в отношении ИРИ (в частности, Саудовская Аравия), снизят ее, а сам Иран выйдет на досанкционный уровень (около 4 млн баррелей в день).

Не осталась в стороне и Россия. Минэнерго РФ в четверг заявило, что договоренности с ОПЕК не исключают роста добычи нефти в РФ в 2016 году на 1,9%.

Дело в том, что по соглашению добыча фиксировалась на 11 января. Как отметил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, на этот момент прирост добычи составлял 1,9%. «У нас есть тенденция роста добычи, и мы можем ее сохранить», — отметил чиновник.

Формально это не будет нарушать договоренность, однако фактически Россия в текущем году увеличит добычу по сравнению с 2015 годом, что вряд ли положительно скажется на нефтяных ценах. Впрочем, эксперты рынка и ранее отмечали, что на 11 января пик нефтедобычи пришелся не только в России, так что производители, договорившись о заморозке, в действительности не слишком себя ограничивают. Forbes, кстати, уже назвал договор производителей нефти «пустым и циничным» жестом, который приведет лишь к ложному повышению цены, которое долго не продержится.

Важным фактором также является согласие Ирака, тоже являющегося крупным производителем и экспортером нефти (эта страна добывает около 4 млн баррелей в сутки и более трех четвертей этих объемов экспортирует), отмечает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. Но как раз для Ирака заморозка добычи, по словам Кокина, будет относительно безболезненной, так как сейчас зарубежные компании, работающие на иракских месторождениях, сократили инвестиции.

«А вот Иран в текущей ситуации на заморозку добычи не пойдет, иначе зачем он так долго добивался отмены санкций, — говорит эксперт. — Вероятно, Иран будет разговаривать о фиксировании уровня производства лишь после того, как нарастит добычу и экспорт еще на 0,5–0,7 млн баррелей в день».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также уверен, что Ирану будет предоставлена определенная квота для восстановления уровня добычи — иначе иранцы действительно не согласятся поддержать инициативу.

«И реализовывать соглашение о заморозке сейчас нужно крайне аккуратно — любое несоблюдение договоренностей обрушит все, — предупреждает глава ФНЭБ. — Рынок перестанет верить в хоть какое-то влияние переговоров нефтепроизводителей на баланс спроса и предложения и, соответственно, цены. И тогда рынок окончательно перейдет под контроль спекулянтов».

Предварительная договоренность о заморозке добычи фактически подводит черту под деятельностью ОПЕК как института. Недаром Россия начала вести переговоры не с Организацией стран — экспортеров нефти, а с отдельными странами. По словам Симонова, сейчас формируется «новая ОПЕК» — с участием стран, ранее не входящих в картель (в первую очередь как раз России).

В существующем виде ОПЕК себя дискредитировала, так как давно уже не соблюдает собственные квоты. Так, в январе страны картеля, согласно данным самой же ОПЕК, в совокупности добывали более 32 млн баррелей в день, тогда как лимит был установлен на уровне 30 млн баррелей.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 20.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики