Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» начинает операцию «Посейдон»

«Газпром» начинает операцию «Посейдон»

Удастся ли российской компании зайти в Европу по дну Черного моря?

В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди, а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас.

Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPAв рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy), сообщил «Газпром».

«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос.

Напомним, что «Посейдон» (Poseidon) — это морская часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.

В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.

После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell.

Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.

Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?

 — О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.

В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.

Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA.

При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».

Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.

«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?

— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.

Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.

Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.

Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.

«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?

— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.

С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.

Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.

«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?

— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…

 — «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».

«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.

Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.

С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.

На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.

Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.

Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 25.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики