Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Сланца в Армении не будет

К. Симонов: Сланца в Армении не будет

В Армении то и дело поднимается тема диверсификации поставок энергоносителей. На данный момент страна импортирует природный газ из России, а единственная в стране АЭС работает на российском уране. Также Армения получает газ из Ирана, но там объемы незначительны, а само топливо закупается бартером: за каждый кубометр поставленного в Армению природного газа Иран получает 3 кВт.ч. Как правило, тему всяких диверсификаций поднимают люди недалекие, а говорят они о зеленой энергии (солнечная, ветряная, геотермальная энергия, биоэнергия и т. д.), дополнительном импорте энергоносителей из третьих стран, а также о сланцевом газе, который якобы нашли американцы в Севанском бассейне и который позволит обеспечить энергетическую независимость Армении. На фоне этих хронических словесных потоков EADaily попросило генерального директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова «пройтись» по заявленным темам как глобально, так и на конкретно армянском примере.

Сланец

Тема сланца звучит в мире достаточно давно, и в целом я даже считаю, что определенная польза от этих сланцевых моментов есть. Если, скажем, 7−8 лет назад западные страны исходили из концепции о том, что в мире очень мало углеводородов и скоро они закончатся, и отсюда возникала паника, то сейчас появление сланцевых углеводородов поменяло картину — запасов много. Оказывается, мир гораздо лучше, чем мы думали, и газа в нем хоть отбавляй — он везде. В воде существует метан, коровы производят в метан, да в желудке человека, извините, производится метан, и это тот же газ. Вопрос в том, как вы намерены извлекать этот метан? Те же газогидраты — что это? Метан! Вон говорят о том, что Япония проводит серьезные эксперименты по извлечению метана из воды… Может, не рядом с Севаном нужно добывать сланцевый газ, а извлекать его из самого Севана?

Вопрос всегда упирается в стоимость производства такого рода газа. В реальности сланцевый газ, сланцевая нефть — это не мифы, а вполне себе реальность. Но лично я называю сланцевые нефть и газ «углеводородными коалами». Почему? Потому что это эндемик, он живет только в одном регионе мира — Северная Америка. Вы можете поставить какой-то эксперимент, привести его в зоопарк, и он у вас будет жить, но экономики не будет. Вот таким зоопарком является Польша. Что там произошло? Польша пробурила скважины, технически доказав, что в этой стране можно добывать сланцевый газ, который для них стал самой настоящей национальной идеей. Садишься в такси, включаешь радио, а там о сланцевом газе… В Польше несколько лет назад все были помешаны на этой теме и даже провели у себя всемирный сланцевый конгресс. И вот, привезли они эту коалу к себе в зоопарк и посадили ее там: пробурлили сланцевую скважину, приехал премьер-министр, подожгли торжественно газ, показали, что он есть, назвали это пламенем надежды, пошли разговоры о скором полном преобразовании Польши — производство оборудования, буровых, привлечения северо-американских компаний со своими программами обучения английскому языку… Но когда сели считать, выяснилось, что экономики тут нет, и это еще при тех ценах. А сейчас, когда цены на нефть рухнули втрое, о чем можно говорить?

Одним словом, эта коала живет в Северной Америке. Она там прижилась благодаря уникальному сочетанию факторов. Первый из них — большая свободная территория, где эти углеводороды залегают (штат Техас, например), чего нет ни в Европе, ни в Армении. Какое расстояние между Севаном и Ереваном? 70−75 километров? Это не расстояние. Ведь чем отличается добыча традиционной нефти от добычи нефти сланцевой? В первом случае у вас под землей большой резервуар, вы бурите вертикальную скважину и извлекаете нефть. В случае со сланцем процесс совершенно иной — там бурение идет вширь. Если сегодня начать бурить в Севане, через пару месяцев окажетесь в Ереване.

Второй фактор — наличие собственных технологий. Нужны буровые в большом количестве. В Армении их производят? Если нет, то их нужно где-то купить, а это дополнительные расходы, повышающие себестоимость.

В-третьих, нужна мощная инфраструктура, которой здесь нет. В США создана прекрасная газотранспортная инфраструктура, чего лишена та же Европа.

В результате все эти факторы вкупе — оборудование, технологии, инфраструктура, территория — играют ключевую роль в данном вопросе. А без них, с одними запасами непонятных объемов перспективы нет. Я тоже могу выращивать у себя дома ананасы, но это не значит, что если я это сделаю, то Россия превратится в производителя ананасов.

Итог — собственной добычи сланцевого газа в Армении не будет.

Возобновляемые источники энергии

Зеленая энергетика — здесь надо понимать одну вещь: этот вид энергетики дает электричество, она не решает проблему топлива. Чтобы электричество стало топливом, вы должны, собственно, сделать его таковым. Этот тезис, кстати, залегает в соответствующую глобальную идею о том, что вот скоро в мире все машины будут электромобилями. Это делается, чтобы объяснить, куда должна прийти зеленая энергетика. Если у вас происходит революция в автопроме и если все машины после этого будут ездить на электрической тяге, то здесь понятно куда стремиться. Это очень важная тема, потому что сейчас мы везде и всюду сталкиваемся с такими прогнозами: нам активно внушают, что мир движется в этом направлении, что кругом будут электромобили и так далее. Но вопрос-то сам по себе очень спорный — это лишь одно из возможных направлений развития будущего транспорта, и далеко не факт, что он будет именно таким.

Но и здесь есть свои сложности. Например, нужна развитая заправочная инфраструктура, которая позволит быстро заряжать автомобиль. Тратить час на заправку машины — это бред. Во-вторых, электромобиль должен быть обеспечен неким минимальным запасом хода, который позволит доехать до очередной заправки, и при ближайшем рассмотрении этого вопроса выявляется много подводных камней. Ну, например, объявляется, что «вот, у нашего автомобиля запас хода вырос до 200 км…». Но ведь этот запас хода рассчитан в идеальных условиях, далеких от повседневной дорожной реальности — когда у вас не включен кондиционер, печка, вы едете по равномерной гладкой дороге, параллельной уровню моря. Но если этот электромобиль, скажем, использовать в России, поближе к северу? Он проедет два метра и встанет — аккумулятор разрядится. Вы когда-нибудь пробовали говорить по сотовому телефону, когда на улице -15? Да он садится за пять минут; аккумулятор не держит мороз.

Конечно, нам внушают, что вот-вот произойдет революция, вот-вот все эти проблемы будут решены, вот исследования, вот результаты… Приведу пример из другой области: недавно Reuters опубликовали рейтинг самых цитируемых и авторитетных ученых мира, где обнаружил на первом месте американского женщину-врача, специалиста по раку и болезни Альцгеймера. У меня возникает вопрос: они вылечили рак или болезнь Альцгеймера? Нет, лечить они не научились, но они об этом говорят. То же самое происходит в истории с аккумуляторами — Маск (основатель PayPal, Tesla Motors и SpaceX Илон Маск — ред.) все время говорит, что сделает аккумулятор и призывает нас в это поверить, потому что он говорит об этом и вкладывает деньги. Но не все, во что вкладывают деньги, в конце концов «выстреливает».

Эта тема важна, но нужно понимать, что реально может дать зеленая энергетика всему миру в целом. Этот вопрос также лежит в основе прогнозов на энергетику будущего, потому что тот тип двигателя, который будет доминирующим через 20 лет, «потащит» за собой такую отрасль, как энергетика.

Для Армении этот вопрос тоже актуален — что может дать стране зеленая энергетика? Вся страна будет в электромобилях? Кстати, здесь есть один очень интересный нюанс, который заключается в широком применении газотранспортного топлива на автомобилях. Это тоже вариант, и он сегодня активно обсуждается в целом ряде стран, в том числе в России. И здесь есть неожиданные страны-пионеры, как та же Армения или Пакистан. Вполне возможно, что через 20 лет мы будем ездить не на электро-, а на газомобилях.

Вопрос зеленой энергии, безусловно, важен в плане транспорта, но и за пределами этой отрасли он не менее актуален. Смотрите, одной из основных проблем зеленой энергетики была цена. Почему зеленая энергетика стала хоть как-то конкурентоспособна? Когда цена на нефть была $ 100 за баррель, они брали субсидии государственные, вкладывали на развитие зеленой энергетики и, конечно, приближались к нефти. Когда они примерно сравнялись с ней, начался грандиозный пиар: смотрите, по себестоимости производства 1 кВт. ч мы достигли углеводородов. Но и здесь открывается перед нами непаханое поле всевозможных инсинуаций: а как вы считаете эту себестоимость? Ответов на этот, казалось бы, тривиальный вопрос может быть огромное множество, цифры могут быть лукавыми. Элементарная вещь — в чем проблема производства электроэнергии? Она заключается в том, что пока вы не решили вопрос с супераккумулятором, электроэнергия — нехранимый товар, который должен быть потреблен. Маск говорит, что эту проблему решит, мол, на стене у нас будут висеть аккумуляторы, в которые днем будет электроэнергия накапливаться и из которых ночью она же будет потребляться. Но пока это лишь гипотеза.

При этом, чтобы сети работали нормально, нужно обеспечивать постоянство тока в сети. Стоит у вас, например, ветряк; сегодня был ветер, а завтра его уже нет. Чтобы сеть не вылетала, вы должны все равно дать в сеть электричество. Что вы будет делать на тот случай, если ветра не будет? Вы будете держать дизель и мазут. А вы закладываете стоимость мазута в расчет себестоимости 1 квт. ч «ветряной» энергии? Нет, но и без мазута вы не обойдетесь, потому что ветер у вас далеко не каждый день. Таких подлогов огромное множество.

Производители зеленой энергии в Европе, а также в США находятся сейчас в сложной ситуации, и здесь, кстати, не последнюю роль играет сланец. Получился парадокс: когда они выбивали субсидии, их основная идея была в том, что скоро углеводороды просто закончатся. Но получается, что газа-то в мире огромное количество, и он дешевле обходится. В США этот вопрос вообще ребром встал.

Статистика: шума вокруг зеленой энергетики много, а ее мировая доля колеблется в пределах 4%.

Что касается конкретно Армении, какие-то ниши в армянской энергетике со временем могут принять в себя больше зеленой энергии, в частности, если говорить о гидроэнергетике. Но есть вещи посерьезнее — газ, атомная энергия.

АЭС

Армянская АЭС — важный фактор в энергосистеме республики, призывы ЕС, Турции и прочих акторов ее закрыть этого не отменяют. Если задаться целью закрыть АЭС, самый простой вариант ее замены — привлечение газогенерационных мощностей, теоретически это возможно. Кроме того, можно также наладить импорт электроэнергии, скажем, из Грузии. Но у «атома» есть преимущества, в том числе ее дешевизна, а также тот факт, что АЭС-то располагается на территории Армении, и нет необходимости решать вопрос доставки электроэнергии из-за границы.

Проблему решить можно, вопрос в цене. Но я не думаю, что Армения пойдет на закрытие атомной станции, да и не нужно это ей.

Закупки газа

Импорт «голубого топлива» в Армению можно наладить из Ирана, откуда же еще? Но здесь надо понимать, что ИРИ не предоставит Армении более комфортную цену, нежели российская, особенно с учетом разговоров о еще большей скидке, которую, как мне кажется, Россия предоставит Армении. Вот вам пример единственного пока рынка, где российский и иранский газ присутствует одновременно — турецкого. Вы можете сравнить цены: по расчетам нашего Фонда, в четвертом квартале 2015 года цена российского газа на турецком рынке в среднем составила $ 330 за тысячу кубометров, иранского — где-то на 50% дороже. Это все, что нужно знать о цене на российский газ для Армении и для «других».

Беседа с Константином Симоновым проходила в Ереване, куда эксперт прибыл для участия в круглом столе «Евразийский путь Закавказья: интеграция ради развития». Помимо Симонова участниками мероприятия были замминистра энергетики и природных ресурсов Армении Арег Галстян, экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян, эксперт ООН по вопросам энергетики Ара Марджанян, политолог Александр Искандарян, военный эксперт Давид Арутюнов, эксперт по Грузии Джонни Меликян, а также директор ИНГ Алексей Мартынов.

Источник: EaDaily, 01.03.2016 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики