Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Повелитель нефти

Повелитель нефти

Зачем президент России встречается с руководителями нефтекомпаний?

 

Во вторник, 1 марта, президент Владимир Путин встретится с руководителями крупнейших нефтяных компаний России. Об этом сообщают «Ведомости».

По информации издания, ключевые пункты повестки выглядят так:

— возможность замораживания или даже сокращения добычи «черного золота» в России;

— налогообложение нефтедобывающей отрасли;

— развитие российской «нефтянки» в условиях низких цен.

Напомним: нефтедобывающие страны уже несколько месяцев обсуждают возможность сокращения добычи нефти, чтобы подтолкнуть цены вверх. 16 февраля министр энергетики России Александр Новак обсуждал эту тему с коллегами из Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы в Дохе. Они договорились, что каждая из стран в текущем году сохранит добычу на уровне 11 января.

Для России это означает, что ее нефтедобыча в 2016 году может вырасти примерно на 1,9% (в январе у нас был локальный пик добычи). Сейчас избыток нефти в мире — около 1,75 млн баррелей в сутки. По словам Новака, если будут реализованы уже достигнутые договоренности, это сократит перепроизводство на 1,3 млн баррелей.

Идею заморозить добычу поддерживают страны, контролирующие 75% мирового экспорта нефти, рассказывал Новак. Так, заморозить добычу на уровне 2,2 млн баррелей в сутки пообещала Нигерия — крупнейший производитель в Африке.

Еще один актуальный вопрос президентской встречи — увеличение налогов на «нефтянку», чтобы решить проблему дефицита бюджета. В прошлый раз, когда Минфин предложил повысить налоги для нефтегазового сектора, компании поставили перед фактом, и Владимир Путин с ними не встречался. Но теперь ситуация изменилась: цены на нефть упали до $ 30−35 за баррель, и нужно найти золотую середину, чтобы и бюджету помочь, и не подорвать развитие отрасли, от которой в любом случае будет зависеть почти половина бюджетных поступлений.

Наконец, на встрече, возможно, будет торг вокруг условий работы «нефтянки». Президент и нефтяники могут прийти к какому-то джентльменскому соглашению и договориться, что делать. Например, компании стабилизируют добычу, а за это Минфин не повышает налоги.

Зачем Путину потребовалась встреча с руководителями «нефтянки», как изменение правил игры в отрасли может сказаться на экономике России?

— Главным поводом для встречи Путина с нефтяниками, на мой взгляд, явилось письмо министра финансов РФ Антона Силуанова на имя премьера («Свободная пресса» о немписала), и общая ситуация с финансовым наполнением антикризисной программы правительства, — уверен руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

— Напомню, в бюджете-2016 имеется президентский резерв — замороженные пенсионные накопления в размере чуть больше 340 млрд рублей. А Силуанов в своем письме предлагал запросить у президента до 130 млрд из резерва для финансирования антикризисного плана-2016.

При этом, правительство готовится к приватизации части государственных активов, в том числе акций «Роснефти» и «Башнефти». В частности, на сегодня предполагается продать 19% акций «Роснефти» стратегическому инвестору, причем сумма сделки оценивается примерно в 490 млрд рублей.

Если такая продажа состоится, многие проблемы — и по наполнению финансовыми источниками антикризисной программы, и по бюджетным корректировкам, — предстанут в совершенно другом свете, чем сейчас. А решение по корректировкам в бюджет, напомню, Госдума должна принять уже в апреле.

В этой ситуации проблема номер — поиск стратегического инвестора на госактивы, и прежде всего на акции нефтяных компаний. Нынешние рыночные условия классической продаже госактивов никак не способствуют — их можно продать только задешево. Поэтому президент будет решать вопрос о поиске внутреннего покупателя — из числа крупнейших российских нефтекомпаний.

Для этого и потребовалась встреча с руководителями «нефтянки». Путину чрезвычайно важно прощупать обстановку, ощутить ее на кончиках пальцев. Президент должен обсудить с руководителями нефтекомпаний: как вы посмотрите, если вы скинетесь и купите госактивы, или купит кто-то из вас?

Понятно, что такие сделки предполагают пакет компромиссных решений. Если нефтяная компания помогает стране сейчас (приобретает госактивы) — она, понятно, что-то попросит взамен. И в этом пункте президент может разговаривать и о налоговых режимах, и о том, как отрасль будет чувствовать себя в условиях заморозки добычи.

По сути, сейчас Владимиру Путину важно определиться со стратегией, поскольку речь идет о нескольких взаимосвязанных сюжетах и вариантах их развития.

«СП»: — Что это за сюжеты?

— Начнем с заморозки нефтяных цен. На деле, речь идет о договоренности не превышать добычу уровня 11 января. Как раз в январе у нас возник локальный пик нефтедобычи, поэтому получилось, что в 2016 году мы можем даже несколько увеличить экспорт «черного золота», не выходя за рамки соглашения.

Но проблема в том, что такое незначительное увеличение экспорта не спасает отрасль. Все равно, при нынешних низких ценах на нефть российским компаниям придется сокращать инвестиции.

Эта тенденция уже стала общемировым трендом — а российские нефтяные компании ничем не отличаются от других. Так вот, в 2015 году инвестиции в «нефтянку» сократились в среднем примерно на 20%, а в текущем году ожидаются новые сокращения — еще примерно на 15−20%. Это создает прямую угрозу планам разработки новых российских месторождений, и может привести к существенному снижению объемов добычи. Беда в том, что наши традиционные нефтяные месторождения уже к концу текущего десятилетия будут на пороге исчерпания.

Естественно, президента такая ситуация не может не беспокоить. «Нефтянка» — стратегическая отрасль, и от нее на сегодня зависит очень много: нефтегазовые доходы по результатам 2015 года составили 45% доходной базы бюджета.

«СП»: — И что в этой ситуации делать?

— Президент должен решить, как запустить инвестиционные «моторы». А это уже связано с налоговой нагрузкой на отрасль. И здесь Владимиру Путину придется проходить через очень непростую «вилку».

С одной стороны понятно, что если не менять налоговый режим, очень многие из намеченных к разработке месторождений становятся нерентабельными. С другой стороны, кабмин сегодня испытывает огромные трудности с поиском источников финансирования антикризисного плана и корректировок бюджета. И одно из предложений Минфина — брать дополнительные деньги с «нефтянки» за счет изменения формулы налога на добычу полезных ископаемых.

Такое предложение, естественно, вызвало резкую критику со стороны как частных, так и государственных нефтяных компаний. Нефтяники считают, что в этом случае текущие проблемы решаются за счет их инвестиций, а отрасль подталкивается к погружению в системный кризис.

И здесь президенту нужно находить компромисс: если и брать с нефтяников, то сколько? Видимо, на встрече Путина с руководством нефтяных компаний состоится откровенный разговор и по этому поводу.

Этот диалог будет, скорее всего, строится в несколько туров — тем более, что есть необходимость синхронизировать его с заседаниями президентской комиссии по ТЭКу.

«СП»: — Чем закончатся переговоры по поиску стратегических инвесторов?

— Я не исключаю, что по итогам встречи будет объявлено: «Башнефть» купит «ЛУКОЙЛ». Что же касается «Роснефти», ее акции может купить пул инвесторов, доминирующие позиции в котором будут занимать «Сургутнефтегаз». Напомню, что «Сургутнефтегаз» обладает значительными объемами кэша — по некоторым оценкам, свыше 20 трлн рублей, — благодаря чему может вложиться во что угодно, и когда угодно. Тем более, по рынку давно циркулируют слухи, что возможны размены активов между «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью»…

— Налоги на российскую «нефтянку», приватизация акций нефтяных госкомпаний, и низкие мировые цены на нефть образуют единую комплексную повестку, которая и будет обсуждаться у президента, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— На фоне низких цен все указывает на то, что с приватизацией государственных нефтяных компаний не стоит спешить, однако проблемы с наполнением бюджета толкают российские власти и к приватизации, и к повышению налогового бремени на «нефтянку».

Надо понимать: сейчас главная задача российских властей — обеспечить стабильность бюджетных параметров. Иначе, в условиях среднегодовой цены на нефть $ 35−40 за баррель, есть риск, что дефицит бюджета разгонится до 4−5% ВВП. И заткнуть дыры в бюджете можно только за счет приватизации.

Как подчеркивал сам президент Путин, государственные активы нельзя продавать за бесценок. Решение, как этот сделать на «низком» рынке, и будет принято в ходе встречи 1 марта. И сейчас понятно одно: внешних покупателей в нынешних условиях российские активы вряд ли заинтересуют, а значит, покупателей придется искать из числа представителей российской элиты…

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 29.02.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики