Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

«Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

Нефть, как известно, — для нас особое слово. Поэтому совещание Путина с нефтяными генералами не может не вызвать повышенного внимания. Главная тема — ситуация на мировом рынке нефти и вклад России в общее дело мировых экспортеров — сокращение предложения «черного золота» для стабилизации цен. Президент напоминает собравшимся, что Россия уже взяла на себя обязательство не наращивать добычу и спрашивает, согласны ли они с этим. Они не возражают, а за столом сидит примерно 80% страновой добычи. Конечно, в каждом соглашении есть свои допуски и хитрости. Ну, скажем, мы зафиксировали добычу не на уровне 2015 года, а исходя из суточной добычи на 11 января 2016 года, когда мы поставили новый рекорд. Значит, в реальности мы в 2016 году можем даже вырасти на 1,5-2%, не нарушив обязательств.

Еще одна возможность — соглашение фиксирует добычу, а не экспорт. Не исключено, что потребление топлива внутри страны будет снижено. Значит, есть возможность нарастить экспорт, не увеличивая добычу. Но, несмотря на это, ограничения все же приняты. Мы продолжаем выстраивать ОПЕК-2. Более 15 нефтедобывающих стран уже поддержали нашу инициативу. Мы уже обсуждали трудности на этом пути. Нужно уговорить Иран, не рассориться с Саудовской Аравией, а затем, через какое-то время, взять на себя повышенные обязательства: все же, если хотите убрать навес с рынка, нужно добычу сокращать, а не просто не наращивать.

Впрочем, фактор низких цен и политических рисков уже сказывается на отрасли. Скажем, Ирак к соглашению не присоединился, а в феврале обвалил добычу на 270 тыс. баррелей в сутки, прежде всего из-за террористической активности. Увы, сценарий падения добычи и нам нужно держать в уме, причем без всяких внешних обязательств. Тут как в старой юмореске — коли все равно голодаем, так давайте за что-то голодать. Ну коль добыча все равно упадет, то давайте сделаем это частью наших международных обязательств. А причина ясна. В ситуации низких цен на нефть у Минфина один рецепт пополнения бюджета — дополнительные фискальные сборы с нефтяных компаний. У отрасли забираются инвестиции, компании экономят на будущем. Скажем, в 2015 году разведочное бурение упало на 20%. Все это скажется на объемах добычи. С такими налогами ни в какую ОПЕК и вступать не надо.

Нефтяные компании на встрече вроде как просили не повышать налоги дальше. Ну так они это и раньше говорили. Посмотрим, чем это кончится. Но, как показывает конец 80-х, с рекордов до антирекордов можно скатиться буквально за несколько лет. Так что я бы сейчас не только договаривался снаружи, но и внутри. Нам нужно что-то вроде общественного договора между компаниями отрасли и государством, где компании бы гарантировали уровень инвестиций в добычу, переработку и новые технологии, а государство четко фиксировало налоговый режим на среднесрочную перспективу. Потому как если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 02.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики