Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» ставят в равнодоходное положение

«Газпром» ставят в равнодоходное положение

Как выяснил "Ъ", власти Белоруссии, ведущие переговоры с Россией о переходе к принципам равнодоходности в определении цены на газ, предложили Москве временный вариант скидки. В определении механизма ее предоставления источники "Ъ" расходятся: называется как вариант скидки в $25 к базовой цене контракта, так и дисконт к конечной цене контракта. Но первый вариант, по мнению экспертов и участников рынка, опустит базовую цену ниже себестоимости добычи и обрушит итоговую цену на газ. Впрочем, если в рамках Евразийского экономического союза Минск добьется поставок на российских условиях, цена газа для Белоруссии может упасть до $45-50 за 1 тыс. кубометров плюс транспортировка.

"Ъ" стали известны некоторые подробности прошедших 2 марта переговоров вице-премьера Аркадия Дворковича с его белорусским коллегой Владимиром Семашко по цене на газ. В тот же день этот вопрос обсуждали главы Минэнерго двух стран — Александр Новак и Владимир Потупчик. Как сообщили источники "Ъ", сейчас стороны обсуждают два направления. Это принципы равнодоходности для "Газпрома" российского и белорусского рынка в рамках Евразийского экономического союза, где должен быть запущен единый энергорынок, и цена, по которой республика будет закупать российский газ до конца переговоров.

По словам одного из собеседников "Ъ", Минск требует, чтобы до введения равнодоходности Москва предоставила Белоруссии скидку в $25 на 1 тыс. кубометров к базовой цене. Сейчас базой для формулы расчета является стоимость газа в одном из основных добывающих регионов — Ямало-Ненецком АО. Оптовая цена "Газпрома" в округе самая низкая в России — 2395 руб. за 1 тыс. кубометров без НДС ($32,4 по текущему курсу). Таким образом, с учетом скидки основа расчета в $6,5 на 1 тыс. кубометров окажется почти в три раза ниже средней себестоимости добычи в РФ.

 

Впрочем, другой источник "Ъ" говорит, что речь идет о скидке в $25 к конечной цене по формуле. С 2008 года цена для Белоруссии рассчитывалась ежеквартально с учетом индексов цен на газойль и мазут (с 2013 года это закреплено межправительственным соглашением). Сейчас, исходя из этих параметров, она (с учетом транспортировки) составляет $142,4 за 1 тыс. кубометров при среднеевропейской цене на газ "Газпрома" в $185 за 1 тыс. кубометров. Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина заявила, что "текущая цена соответствует заключенному контракту".

Но действующая ставка для Белоруссии — и так самая низкая экспортная цена "Газпрома", хотя из-за девальвации этот рынок стал для российской монополии существенно более доходным, чем отечественный, где стоимость газа в долларах упала более чем вдвое. И если в качестве равнодоходной будет принята, например, средняя цена поставки на внутренний рынок РФ, то газ для Белоруссии подешевеет примерно до $45-50 за 1 тыс. кубометров без учета транспортировки.

В белорусском правительстве говорили, что переговоры по единой цене Минск рассчитывает завершить в марте. Замминистра энергетики Белоруссии Вадим Закревский в феврале говорил, что ведомство рассчитывает на снижение цены газа в 2016 году более чем на $10 за 1 тыс. кубометров. В Минэнерго РФ и "Газпроме" ситуацию не комментировали. С пресс-секретарем белорусского правительства и Минэнерго страны связаться не удалось.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач не исключает, что, скорее всего, речь может идти о дисконте к текущей цене для Белоруссии. Тогда стоимость газа снизится до $117 за 1 тыс. кубометров, что близко к цене для Германии ($170 за 1 тыс. кубометров) минус экспортная пошлина. Эксперт считает, что Москва согласится на скидку, но наверняка стороны не пойдут на радикальное изменение самой формулы, иначе потребуется менять межправсоглашение.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 04.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики