Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Суета вокруг барреля

Суета вокруг барреля

Кризис заставляет нашу страну инициировать новый виток переговоров нефтедобывающих государств

На мировых рынках нефть торгуется уже по цене, превышающей 40 долларов за баррель, – так высоко «черное золото» не котировалось с начала декабря 2015 года. Не в последнюю очередь вверх котировки барреля подтолкнули недавние заявления министра энергетики РФ Александра Новака о том, что нефтедобывающие страны, как входящие, так и не входящие в ОПЕК, проведут новую встречу между 20 марта и 1 апреля. Ее цель – обеспечение договоренностей по глобальному замораживанию добычи нефти, с тем чтобы добиться роста или хотя бы стабилизации цены барреля. Москва, судя по прилагаемым ею усилиям, играет ключевую роль в организации встречи, что можно понять. С тех пор как в конце лета 2014 года цена барреля обвалилась, российская экономика, традиционно страдающая высокой сырьевой зависимостью, погрузилась в кризис, конца которому не видно.
 
Пока детали предстоящей встречи нефтедобывающих стран покрыты туманом. Даже ее место еще точно не определено. По словам Александра Новака, она может состояться как в Москве, так и Вене или Дохе. Хотя на днях международное агентство Bloomberg поделилось утечкой, что встреча состоится именно в российской столице.

Не до конца ясен и состав участников – помимо Саудовской Аравии и России, Bloomberg, например, называет еще Нигерию. Новак, со своей стороны, предположил, что во встрече могут принять участие Азербайджан и Казахстан. Главная интрига – примкнет ли к числу переговорщиков Иран, пока не поддерживающий идею заморозки.

Детали и суть предстоящих переговоров, разумеется, важны. Но, пожалуй, еще важнее тот факт, что в течение последних трех недель нефтедобывающие страны предприняли первую, начиная с лета 2014 года, попытку договориться друг с другом о сокращении или, по крайней мере, замораживании добычи – с тем чтобы повлиять на рынок и заставить баррель перейти от падения к росту.

До сих пор ситуация выглядела абсурдно: нефть в обвальном режиме дешевела из-за того, что предложение «черного золота» в мире заметно превысило спрос, а нефтяные страны на этом фоне еще больше наращивали добычу, боясь лишиться своей доли на рынке. Тем самым фактически они пилили сук, на котором сидят, резко сокращая свои бюджетные доходы. В результате экономика Венесуэлы оказалась в коллапсе, Россия и Азербайджан переживают болезненный кризис, в США загибается сланцевая индустрия, бюджет Саудовской Аравия трещит по швам, и даже благополучная Норвегия перешла в режим жесткой экономии…

В общем, плохо в той или иной степени всем, а особых выгодополучателей в этой ситуации не видно. Можно было бы представить в такой роли Китай – один из главных импортеров нефти, которому, по идее, выгодно дешевое топливо. Но и китайская экономика демонстрирует самые низкие темпы роста в XXI веке, а финансовая система Поднебесной находится в очевидном кризисе. Словом, поводов для того, чтобы сесть за стол переговоров, у заинтересованных сторон больше чем достаточно. Вот только механизма для проведения таких переговоров и принятия подобных решений в современном мире не оказалось.
То есть формально такой механизм есть, это Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая как раз и создавалась для того, чтобы влиять на рынок и цены. И, надо сказать, в прошлом ей это удавалось. К примеру, в 1998 году котировки «черного золота» снизились в 2,5 раза – до 10 долларов за баррель. ОПЕК сумела согласовать поэтапное снижение добычи. Эффект не заставил себя долго ждать – за год цены выросли до 30 долларов. Еще спустя два года история повторилась – стоимость сырья упала ниже 19 долларов. Страны ОПЕК и независимые производители снова сократили производство и довели котировки почти до 27 долларов.

Однако в последние полтора-два года этот механизм не работает. Вероятно, все дело в том, что безусловный лидер организации – Саудовская Аравия – как принято считать, сама и выступила инициатором «ценовых войн». Саудовские лидеры неоднократно заявляли, что высокозатратные (в основном сланцевые) проекты должны быть выдавлены с рынка. В первую очередь речь шла об американских, а заодно и о бразильских, канадских, российских проектах.

Как бы то ни было, по мнению большинства опрошенных «НИ» экспертов, в существующем виде ОПЕК себя дискредитировала, так как давно уже не соблюдает собственные квоты. Так, в январе страны картеля, согласно данным самой же ОПЕК, в совокупности добывали более 32 млн. баррелей в день, тогда как лимит был установлен на уровне 30 млн. баррелей.

Но в середине февраля ветры подули в другую сторону. По крайней мере, Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились зафиксировать объемы производства нефти на уровне января. Понятно, что данное соглашение может сыграть серьезную роль только в том случае, если к нему присоединятся все основные игроки на глобальном нефтяном рынке. Пока можно констатировать, что соглашение публично поддержали ряд стран ОПЕК (Эквадор, Алжир, Нигерия и Кувейт), а также Оман, не входящий в картель. Всего же, по словам Новака, решение о стабилизации добычи нефти публично поддержали 15 стран, добывающие 73% нефти в мире.

В этой связи 8 марта американское издание Business Insider опубликовало материал, в котором утверждается, что в настоящее время формируется новый нефтяной картель во главе с Москвой, под контролем которого может оказаться почти три четверти объемов мировой добычи нефти. Издание даже придумало название для нового объединения – ROPEC (Россия и страны ОПЕК). Впрочем, пока это конспирологическая теория, и не более того.

Кстати, от Москвы присоединение к соглашению не потребует особых усилий, уверены эксперты. Россия как раз в январе находилась на историческом максимуме добычи, и ее цель – хотя бы удержать этот уровень на фоне истощения месторождений Западной Сибири. Альтернатив им пока нет, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин – последним на данный момент запущенным в строй месторождением было Ванкорское (в 2009 году). И при нынешних ценах на нефть запуск новых – вопрос явно не ближайшего времени.

Больше всего опасений вызывает позиция Ирана, который после снятия западных санкций начал наращивать добычу и экспорт (только в январе Исламская Республика увеличила добычу на 0,4 млн. баррелей в сутки). Примечательно, что на словах Иран, с одной стороны, заявляет о готовности поддержать идею фиксации добычи, с другой – упирает на то, что за годы санкций Запада многое потерял и теперь имеет право нарастить добычу до предсанкционных уровней.

 

shadow

Между тем с тех пор, как первые договоренности между странами о «заморозке» добычи стали достоянием гласности, баррель постоянно дорожает – пусть и не какими-то рекордными темпами. Тем не менее за минувшие три недели цена марки Brent поднялась с 32 до 40 долларов. Эксперты, правда, не связывают этот подъем исключительно с фактом переговоров, но и отрицать его влияние на рынок и настроения биржевых игроков невозможно.

По мнению директора Фонда энергетического развития Михаила Пикина, договоренность России и стран ОПЕК о заморозке добычи – фактор положительный: «Потому что страны наконец-то договорились о чем-то, это шаг в верном направлении, ведь у России не было подобных договоренностей с ОПЕК с конца прошлого века». В то же время он отметил, что Саудовская Аравия и Россия договорились заморозить добычу на уровне 11 января, но на этом уровне добыча идет на технических максимумах. «Сокращения не произошло, и это явно не то, чего ожидал рынок», – опасается эксперт.

Действительно, ликовать и радоваться по поводу первоначальных договоренностей о заморозке добычи «черного золота» явно рано. Элемент волатильности никуда не делся с нефтяного рынка, и говорить о том, что отныне баррель «приговорен» к росту, – явно преждевременно.

«Ценовые войны продолжаются и будут продолжаться, так как саудиты крайне обеспокоены американской сланцевой нефтью, – прокомментировал «НИ» ситуацию Михаил Крутихин. – Кроме того, фактически никакого реального соглашения о заморозке добычи нет. Саудиты будут бороться за долю рынка, демпингуя в том числе и в Европе, где развернется конкуренция с российской нефтью».

Как бы то ни было, переговоры продолжатся – другого пути у стран – производителей нефти попросту нет. «Страны ОПЕК и вне ОПЕК должны действовать быстро для восстановления равновесия спроса и предложения на мировом рынке, иначе ему будет нанесен еще больший ущерб, от которого будет непросто оправиться», – считает управляющий ОПЕК от Ирака Фалах Алямри.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник со своей стороны считает, что избыток предложения на рынке нефти будет сокращаться естественным путем – за счет сокращения инвестиций в нефтяной сектор. «Баланса спроса и предложения удастся достичь, скорее всего, к концу 2016-го или к началу-середине 2017 года», – прогнозирует эксперт.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: Новые Известия, 10.03.2016

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики