Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские фантазии на тему газового тумана Ирана в Киеве

Украинские фантазии на тему газового тумана Ирана в Киеве

В Киеве прошли консультации украино-иранской межправительственной комиссии. В фокусе сторон оказались энергетические вопросы, большинство из которых эксперты относят к фантазиям, а к реальным проектам.

Украина пригласила иранских инвесторов к участию в приватизации украинских предприятий, сразу после заседания заявил вице-премьер Украины Геннадий Зубко. Министр энергетики Ирана в свою очередь выразил заинтересованность в участии Тегерана в приватизации именно энергетических объектов Украины. Как считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, подобные заявления не более чем обмен любезностями:

«По поводу приватизации я убежден, что речь идет об обмене любезностями. То есть Иран пытается показать, что он всем нужен, а Украина пытается напомнить России, что у нее куча партнеров по всему миру - в Азии, в Европе и на Ближнем Востоке, они якобы всегда смогут заменить Москву.  Но я не вижу конкретных интересов, которые есть у Ирана, чтобы участвовать в приватизации энергетических проектов.

Начнем с того, что многие энергетические проекты  на Украине, как и прочие объекты инфраструктуры,  вообще мало кому интересны. Там очень много идет разговоров про приватизацию, но по факту очень мало желающих эти  объекты приобретать. Непонятно, что нужно Ирану, и как он на этом сможет заработать. Если говорить про модернизацию газовой инфраструктуры, то она ему не нужна. Если говорить про нефтяные объекты, то на Украине убита переработка и вопрос, так ли нужно ее восстанавливать, остается открытым. Если украинцы захотят строить нефтеперерабатывающие заводы, то позовут скорее европейские компании»

Но иранская сторона выразила готовность не только участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы, но и наладить поставки нефти в Одессу, а также газа с Южного Парса, одного из районов Ирана, через Турцию и Украину в Европу.

«Пока, как я понимаю, все это предварительные намерения, которые далеки от реальных контрактов. Иран сейчас переживает период звездного часа, когда все к нему собираются прийти, сказать, что заинтересованы в работе с ним. Поэтому Тегеран обещает сотрудничество всем подряд: Азии, Европе, и Украине. Но на самом деле и в области газа, и в области нефти очень большие сомнения, что Иран сможет договориться с Украиной о чем-то конкретном.

Если брать вопрос газа, то в газотранспортную систему Украины, Иран точно не заинтересован  инвестировать, потому как та нужна исключительно для транспортировки российского газа, Тегеран здесь совсем не при чем. Если мы говорим про поставку иранского газа на Украину, то такой вариант теоретически возможен через ту  же Турцию, но пока даже на уровне проектов ни о каких газопроводах речи не идет.

В свое время был проект Nabucco, который предполагал проект поставки газа через Турцию в Европу, и здесь можно теоретически достроить ветку на Украину. Но я этого не ожидаю. Теоретически можно представить, что на Украине будут строиться заводы по сжижению газа и будет работать танкерное сообщение через Черное море, но общем все это фантазии, реализуемые в самом лучшем случае не раньше, чем к 30-м годам. И то, еще неизвестно, как сложатся отношения Ирана и с Турцией и с Европой.

Что касается нефти, то Украина ее фактически не покупает. Перерабатывает только Кременчугский НПЗ, принадлежащий Коломойскому. Все остальные нефтеперерабатывающие заводы закрылись, и Киев покупает уже готовые нефтепродукты. У них очень конкурентный рынок, они покупают и в  России, и в Белоруссии, и в Европе. Нефть им иранская, по сути, не нужна, поэтому заявление стоит расценивать  скорее как декларацию по принципу того, что Иран возвращается на старые рынки, и мы готовы с ним работать», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 09.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики