Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «С Ираном ни кнут, ни пряник не помогут»

«С Ираном ни кнут, ни пряник не помогут»

Накануне все страны ОПЕК, кроме Ирана, замедлили прирост поставок нефти. Суммарная добыча впервые за последний год сократилась на 175 тыс. баррелей в сутки. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что заморозку добычи на уровне января страны собираются обсудить в апреле. Однако уже известно, что Иран воздержится от каких-либо ограничений, пока не нарастит добычу еще на 750 тыс. баррелей в сутки. Бонусы, которые Россия предлагает Ирану, нужно оставить себе, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Цены на нефть не могут оставить нас в покое. Попытки России создать ОПЕК-2 вроде бы привели к их росту. Но с ОПЕК-2 возникла проблема, у которой есть конкретное имя – Иран. С Ираном договориться не выходит. Причина ясна — у Ирана эдакое головокружение от успехов. Ну а как же. Те, кто накладывал санкции и обещал крушение режима – теперь облизывают с ног до головы, благодарят за готовность к сотрудничеству. Иран наслаждается ситуацией. Хочет быть владыцей морскою. И чтобы золотая рыбка была на посылках.

Скажем, предложение отдельного графика роста добычи Иран не устроило. Подавай суточный уровень в 4 млн баррелей. Чтобы было понятно – до европейских санкций суточный уровень иранской добычи был даже чуть больше – где-то 4,3 млн баррелей. Да только до него сейчас как СССР до коммунизма. Все что можно было нарастить сразу Иран уже сделал. В феврале добыча была 3,2 млн баррелей. Дальше нужны серьезные инвестиции и экспорт технологий. Но опять же - эйфория. Ничего не поделаешь.

Другой вопрос — а можно ли строить ОПЕК-2 без Ирана. Ну, в нынешнем ОПЕК на долю Ирана приходится чуть более 7% добычи. Россия превосходит Иран по добыче в 3,5 раза. Так что вроде бы и можно. Но психологический эффект будет смазан. Что же делать с Ираном? Действовать кнутом или пряником?

Кто-то считает, что мы уже применили кнут. Самая занятная версия, которую я слышал о выводе войск из Сирии, – это наказание Ирана за несговорчивость. Дескать, оставайтесь наедине с ИГИЛ. Однако сирийская история для нас была совсем не про Иран. Скорее мы действуем пряниками. Предлагаем кредиты. Готовы вкладывать деньги и в атомные проекты, и в железнодорожную инфраструктуру. До этого хотели иранской нефтью торговать. Естественно, попросим пустить в добычу – как будто у самих мешки денег, девать некуда.

Думается, с Ираном ни кнут, ни пряник не помогут. Пока ОПЕК-2 можно попробовать и без Ирана. В свое время ОПЕК был очень влиятельной структурой и без СССР. Вот без Ирана и Саудовской Аравии точно ничего не выйдет. Саудиты пока с нами, но надежными партнерами тоже не выглядят. Ну да никто и не говорил, что будет легко. Но вот пряник, который мы с удивительным упорством суем Ирану, лучше оставить себе. Еще пригодится.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 16.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики