Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной переворот: курды «отжали» у ИГИЛ половину месторождений в Сирии

Нефтяной переворот: курды «отжали» у ИГИЛ половину месторождений в Сирии

Объемы продаж «черной нефти», доходы от которой получала террористическая группировка ИГИЛ, значительно упали — как в свете последних боевых действий, так и на фоне естественного истощения нефтерождений. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, повлияет ли это падение на ситуацию на рынке «черного золота».  

Правительственные силы атакуют, террористы отступают, попутно лишаясь территорий, которые еще недавно приносили нефтяные привилегии — Дейр-эз-Зор, район перекрестка Пальмиры. Кроме того, некоторые транспортные пути перевозки нефти перекрыты, что затрудняет экспорт нелегального топлива. Дошло до того, что бизнес ИГИЛ (арабское название ДАИШ, группировка запрещена на территории РФ), если верить сообщениям западной прессы, стали перехватывать другие участники черного рынка, включая силы умеренной оппозиции, и объемы продаж нефти упали в три и более раз.

«Ситуация меняется постоянно. Если взять реалии прошлого года в Сирии, объемы экспорта и контрабанды значительно упали. Еще в феврале 2015-го ИГИЛ и другие группировки контролировали месторождения, которые давали добычу где-то в 50 тысяч баррелей в сутки. Точно эти цифры определить нельзя. Сейчас объемы производства серьезно упали. Идут серьезные боевые действия, месторождения повреждаются», — комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его словам, боевики захватывали само месторождение вместе с рабочими, и те сами вели добычу. Но месторождения в Сирии уже сильно истощены, о чем свидетельствует серьезное падение объемов добычи еще до войны. В 2004 году, например, эти скважины приносили 20 миллионов тонн, а спустя десять лет — всего полтора миллиона тонн.

«То есть, эти месторождения требуют методов интенсификации добычи — например, постоянно закачивать в скважины воду. Понятно, что террористы на захваченных территориях этого не делают, а только добывают то, что выходит под собственным давлением. Понятно, что на этом фоне упал и экспорт в другие страны. Если раньше боевики ехали с этой нефтью и на границу с Турцией, и в Ливан, и в Израиль, то сейчас их бомбят. Вся нефть перерабатывается на примитивных установках и продается на местном рынке местным жителям, тем же самым группировкам и даже правительственным войскам Асада. То есть боевики продают нефть на скважине, а дальше перекупщики и посредники ее перерабатывают», — продолжает собеседник ФАН.

Он отмечает, что основные территории добычи нефти сосредоточены на востоке Сирии, на границе с Ираком, и на северо-востоке, где обитают курды.

«Поэтому одну часть контролируют как раз курды, а вторую — боевики. Ни другие террористические группировки, ни умеренная оппозиция доступа к самым большим месторождениям не имеет. Они ближе к западу и северо-западу. Но все это не имеет, по сути, для нефтяного рынка большого значения. Да, для террористов продажа нефти является серьезным источником финансирования, но далеко не самым большим и не самым приоритетным. Боевики рады спонсорской помощи из-за рубежа, от Катара, саудитов, прочих сочувствующих в Интернете, они с удовольствием продают награбленное. А фактор продаж «черной» нефти присутствует, но его значение из-за снижение объемов поставок существенно упало», — резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 25.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики