Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под покровом гостайны

Под покровом гостайны

Госкомпании просят засекретить свои закупки

Государственные компании ищут лазейки, чтобы скрыть свои закупки от общественного контроля. Так, «Газпром» и «Роснефть» предложили правительству избавить их от обязанности публиковать данные о ряде закупок в Единой информационной системе под предлогом ухода от иностранных санкций. Однако, по мнению экспертов, топ-менеджмент нефтегазовых гигантов пытается избежать отнюдь не санкционного давления Запада. Намного больше там боятся новой критики своей системы закупок со стороны президента.

Испугались санкций

Суть предложения «Газпрома» и «Роснефти» сводится к тому, что список данных, не подлежащих официальному опубликованию, должен пополниться сведениями о закупках услуг по добыче, хранению, складированию и переработке нефти и газа, а также услуг по охране единой системы газоснабжения и магистральных нефтепроводов — в том числе физической, предполагающей закупку оружия и боеприпасов. Желание засекретить свои закупки компании объяснили санкциями, в связи с которыми ограничения могут быть наложены не только на них самих, но и на их контрагентов. Если предложения будут одобрены, конкурсные процедуры по перечисленным видам закупок фактически приравняются к гостайне и будут проходить в форме бумажной переписки.

Как соглашаются эксперты, опасность попасть под санкции для контрагентов «Газпрома» и «Роснефти» действительно существует. Тем не менее тот факт, что никакой альтернативы в отношении аудита «засекреченных» закупок предложено не было, заставляет сомневаться в искренности заботы госкомпаний о своих потенциальных подрядчиках и партнерах. «Корпорации всегда активно сопротивлялись повышению прозрачности госзакупок. Еще один повод освободить их от публичности обязательно используют», — подтверждает Татьяна Козлова, руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG. Стоит ожидать, что при «закрытом режиме» количество злоупотреблений в сфере закупок существенно возрастет.

«Если тендер будет проходить в условиях повышенной секретности, то велика вероятность злоупотребления отдельными госслужащими своими служебными полномочиями, — констатирует первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский. — Например, когда какой-то чиновник начнет "двигать" фирму или будет оказывать давление на участников конкурса под предлогом несоблюдения или небрежного отношения к соблюдению условий сокрытия информации».

«Получается подобие картеля с закрытым аукционом, — продолжает член Общественной палаты России Дмитрий Чугунов. — Это невероятный простор для отмывания денег и коррупции, этого нельзя допустить».

Безопасность или безнаказанность?

Характерно, что предложения госкомпаний о засекречивании закупок возникли отнюдь не с началом антироссийских санкций, а на фоне достаточно жесткого внимания властей к их экономической обоснованности. «Менеджмент госкомпаний считает, что если закрыть сведения, то и критики не будет — ведь вроде как и прицепиться будет не к чему», — пытается объяснить поведение «Газпрома» и «Роснефти» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Впрочем, признает эксперт, новости о сомнительных закупках и нецелевом использовании средств все равно будут так или иначе регулярно доходить до самого верха.

Наверху тем временем обоснованность засекречивания закупок госкомпаний оценивают двояко. С одной стороны, многочисленные нарушения госкомпаний, искусственные ограничения конкуренции и нарушение антимонопольного законодательства показали, что публичность в этой сфере необходима. С другой — в современных геополитических условиях засекречивание госзакупок действительно может быть оправдано соображениями национальной безопасности. Впрочем, даже это не отменяет того, что закупки должны подлежать жесткой проверке их экономической целесообразности и эффективности для страны.

«Альтернативой публичным аукционам могли бы стать закрытые системы размещения на электронных торговых площадках, о чем уже упоминал вице-премьер Игорь Шувалов, — рассуждает начальник департамента по развитию электронных торгов Российского аукционного дома Дмитрий Екимов. — Многие заказчики также проводят так называемые закрытые закупки, когда информация о процедуре не публикуется на ЕИС, а к участию приглашаются поставщики/подрядчики по заранее утвержденному списку». Будет ли введена какая-то из альтернативных форм аудита для «Роснефти» и «Газпрома» — вопрос пока открытый. Сами госкомпании явно рассчитывают на то, что государство согласится вообще не соваться в их закупки.

***

Важно отметить, что руководителей госкорпораций в меньшей степени интересует состояние имиджа вверенных им компаний в российском обществе. Их назначает президент, поэтому они будут делать все, чтобы у него не было причин их уволить. А засекречивание информации о закупках лишает СМИ возможности приводить прямые доказательства вины топ-менеджеров. И взятки, как говорится, будут гладки.

Они не понимают одного: что крупный бизнес — особенно тот, который в буквальном смысле кормится национальным достоянием, — как никакой другой вид бизнеса должен быть всегда максимально открыт для общественного контроля. Если крупнейшим в стране компаниям разрешат скрыться под покровом гостайны, нет сомнений, что сотни других захотят последовать их примеру. И «маленькая хитрость» господ Миллера и Сечина обернется для страны гораздо бо́льшими проблемами, чем любые, даже самые лютые западные санкции.

Автор: Леонид Михеев

Источник: Русская планета, 29.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики