Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Новатэк» просит скидку у «Газпрома»

«Новатэк» просит скидку у «Газпрома»

Крупнейший независимый газовый производитель считает, что тариф на транспортировку газа можно снизить на 20%

«Новатэк» предлагает снизить в 2016 г. тарифы «Газпрома» на транспортировку газа на 20%, такое предложение компания недавно направила в министерства, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к адресатам. «Газпром» закладывает в тариф не только затраты на транспортировку, но и расходы головной компании, непонятно, почему производители газа должны их оплачивать, пересказывает позицию «Новатэка» третий собеседник «Ведомостей», близкий к участникам обсуждения транспортных тарифов. Представители «Новатэка» и «Газпрома» отказались от комментариев.

Тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам с 2016 г. утверждает ФАС, как правило, они индексируются с 1 июля. «Новатэк» и в прошлые годы предлагал снизить стоимость транспорта – правда, не так сильно: на 5–10%, вспоминает один из собеседников. В прошлом году с предложением снизить тарифы обращалось несколько независимых производителей газа – писали совместное письмо, рассказывают два человека, близких к двум компаниям и одному из адресатов.

В 2016 г. «Газпром» планирует выручить от транспортировки по магистральным газопроводам 1,1 трлн руб., но себестоимость составит 958,4 млрд руб., говорится в материалах компании. Затраты, которые монополия закладывает в себестоимость, непонятны, минимум 30% из них непрозрачны, отмечает собеседник в одной из нефтегазовых компаний. Самые большие статьи расходов – аренда «основных средств производственного назначения» (474 млрд руб.), материальные расходы (151 млрд руб.), капитальный ремонт (105 млрд руб.) и т. д. В презентациях «Газпром» и вовсе называет сегмент транспортировки убыточным: в 2014–2015 гг. рентабельность составила минус 2,4 – минус 2,2%. Публичной информации о марже транспортировки «Газпрома» нет и понять, нужно ли снижать тарифы на транспорт, невозможно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Минэкономразвития и Минэнерго получили письмо «Новатэка», но позицию пока прорабатывают, рассказали представители министерств. Представитель ФАС отказался от комментариев.

«Новатэк» просит сразу много, чтобы получить хоть что-то, уверен один из источников. Если предложение компании поддержат, независимые игроки могут сэкономить 29 млрд руб. в год, подсчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. На самом деле независимые будут рады любой индексации транспортного тарифа, главное – чтобы она была ниже индексации оптовых цен на газ, на которые они ориентируются в контрактах: тогда транспортные расходы вырастут меньше, чем выручка от реализации газа, объясняет собеседник «Ведомостей». Например, в 2015 г. ФСТ проиндексировала оптовые цены на 7,5%, а тарифы на транспортировку – только на 2%. Удельные затраты на транспорт «Новатэка» выросли еще меньше – на 1,4% до 1483 руб. за 1000 куб. м. Средняя цена продажи газа потребителям и трейдерам за вычетом транспорта составила 2180 руб. за 1000 куб. м. В 2016 г. оптовые цены на газ планируется проиндексировать лишь на 2%.

Затраты на транспорт для независимых компаний до сих пор были не слишком велики: они стараются продавать газ в регионах добычи, где удельные затраты на транспортировку ниже, а маржа поставщика выше – разница может достигать 25%, напоминает замдиректора Фонда национального энергетического развития Алексей Гривач. Например, в 2014 г., несмотря на то что тарифы на транспорт с августа 2013 г. выросли на 6,4%, «Новатэк» снизил удельные расходы на 0,7% из-за изменения географии поставок, говорится в отчете компании. Но добыча независимых компаний постоянно растет, они выходят в новые регионы, так что расходы на транспорт начинают играть более существенную роль, заключает Гривач. Например, в 2015 г. «Новатэк» заключил договор на поставку газа НЛМК в Липецке, т. е. примерно в 3400 км от основных месторождений.

Автор: Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 06.04.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики