Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый газовый порядок

Новый газовый порядок

Александр Медведев поднял перчатку Жозе Мануэла Баррозу

Между Россией и Евросоюзом, похоже, назревает новый газовый конфликт. Вчера замглавы правления «Газпрома» Александр Медведев, выступая на шестом международном форуме «Газ России - 2008», подверг критике недавно одобренный Еврокомиссией план действий ЕС по энергобезопасности и солидарности - стратегию энергетической безопасности до 2020 года.

Документ предусматривает снижение зависимости Евросоюза от импорта энергоносителей, в том числе природного газа, к 2020 году (см. справку на стр. 13). Уже разработан конкретный план мер, который к 2020 году позволит снизить выбросы углекислого газа на 20%, на столько же уменьшить удельный спрос на энергоресурсы и на столько же увеличить долю возобновляемых источников энергии в европейском топливном балансе.

Россия - это вам не Африка

Согласно прогнозу Еврокомиссии при номинальной цене нефти $100 за баррель в 2020 году все поставки газа в Евросоюз упадут на 14 млрд кубометров - с 298 млрд кубометров в 2005 году до 284 млрд кубометров в 2020 году. При номинальной нефтецене $61 потребности в импорте все же возрастут, но незначительно, и весь ввоз газа может составить 337 млрд кубометров. Кроме того, согласно плану зависимость ЕС от импорта газа вырастет с нынешних 60% до 71--73% в 2020 году, но при этом часть импорта перейдет на страны Ближнего Востока, Африки и Средней Азии. Таким образом, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, представивший план на прошлой неделе, дал понять, что если Европа напряжется, она может обойтись и без дополнительного российского газа, а значит, строительство газопровода Nord Stream находится под угрозой. Стоит оговориться, что стратегия еще не вступила в действие. Ее должны еще утвердить Европейский совет и европарламент.

Александр Медведев не оставил расчеты Еврокомиссии без внимания. На газовом форуме, который открыл вчера президент Российского газового общества Валерий Язев, зампред правления "Газпрома" предупредил Баррозу: "Как "Газпром" относится к таким прогнозам? Мы уже неоднократно заявляли, что получаем от европейских партнеров крайне противоречивые сигналы - нужен им российский газ или нет. Обнародованный план - еще одно подтверждение такой неопределенности". План Еврокомиссии Медведев назвал новой энергетической политикой (НЭП) и сравнил его с новой экономической политикой Ленина (та же аббревиатура НЭП). Ленинский НЭП, вспомнил Медведев, закончил плохо. Сталин заменил его политикой "великого перелома".

Возмутили Медведева и некоторые другие положения энергоплана ЕС: "Россия является основным поставщиком газа и угля на рынки ЕС и вторым после ОПЕК - нефти. Нас удивляет, что в системе приоритетов новой энергополитики импорту энергоносителей не отводится важное место. Скорее, приоритетный характер приобретают действия по ограничению потребности в импорте российского газа". Не доволен он и тем, что в новой энергетической политике отношения между Россией и ЕС стоят в одном ряду с укреплением связей с африканскими странами и налаживанием диалога с ОПЕК.

Газ брать будете или нет?

У Медведева, впрочем, другие данные, при учете которых никакая новая энергетическая политика не реализуема. По прогнозам «Газпрома», к 2020 году объем газового экспорта в Европу увеличится до 219--227 млрд кубометров. К себе в помощь он взял и экспертов авторитетного Международного энергетического агентства (МЭА), созданного, кстати, основными потребителями энергоресурсов. МЭА прогнозирует, что импорт российского газа в ЕС и Турцию должен к 2020 году увеличиться на 65--105 млрд кубометров. "Таким образом, без дополнительных 80 млрд кубометров транспортных мощностей Европа этих объемов не получит", - подытожил Медведев, намекнув в очередной раз на необходимость строительства Nord Stream.

Он напомнил слова премьера Владимира Путина, сказанные им после встречи с его коллегой из Финляндии Матти Ванханеном 12 ноября в Москве: "Европейцы должны решить, нужен ли трубный газ в тех объемах, которые поступают. Если не нужен, то мы не будем строить трубопровод, будем строить заводы по сжиженному газу и отправлять его на мировые рынки".

Медведев подтвердил, что это технически возможно. И в этом случае поставки газа уже не будут зависеть от газопроводов: «Перспективы строительства заводов СПГ реальны. Помимо Штокмановского проекта существует еще два проекта сжиженного природного газа (СПГ) как в Восточной, так и Западной Сибири". А танкеры пойдут к новым потребителям по морским путям, не проходящим по территориальным водам тех или иных стран. Впрочем, вчера Александр Медведев, как и всегда, иронически относился даже к своим словам. "Впрочем, на этих путях в рамках борьбы с пиратством могут появиться армады военно-морских сил".

Таким образом, Александр Медведев вновь заявил, что назревающее в Европе решение отказаться от наращивания импорта российского газа является политическим, а не экономическим. "Ограничение импорта газа, как приоритет НЭПа, ставит некоторые страны новой Европы перед неразрешимой дилеммой - они разрываются между объективной необходимостью замещения выбывающих мощностей современной газовой генерации и политическими фобиями, связанными с усилением зависимости от поставок российского газа», - заключил Медведев.

Главе Еврокомиссии в Москве Марку Франко, также выступавшему на форуме «Газ России - 2008», пришлось отдуваться за коллег. Он поспешил ответить на вопрос Путина и Александра Медведева, нужен ли Европе Nord Stream. "Мы никогда не ставили под сомнение обоснованность инвестиций в Nord Stream, но строительство газопровода должно проводиться при соблюдении норм охраны окружающей среды", - заявил он, объясняя в очередной раз официальную причину, по которой Финляндия, Швеция, Польша и страны Балтии пока против строительства газопровода.

Европа ищет альтернативу «Газпрому» в обновлении своего энергобаланса. Готовится ли Россия к такому развитию событий или единственная ставка - все-таки «Газпром»?

Константин Симонов / руководитель Фонда национальной энергетической безопасности
Начнем с того, что Европа от России как поставщика не избавится. Так как переориентация потребует просто колоссальных затрат и, мало того, вынудит обратиться к не совсем очевидным источникам. В частности, в той же Туркмении нужно будет верить не вполне подтвержденным аудиторским данным относительно запасов газа. Кроме того, политически эта страна, а также, допустим, Иран и Нигерия, до которой в своих рассуждениях европейцы тоже уже дошли, достаточно не ясны. Однако все это не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Подобного рода планы, естественно, заставят Россию (и уже заставили) думать о том, какие рынки могли бы стать альтернативами. А в этом смысле основным моментом, я думаю, будет являться попытка перейти к активному производству сжиженного газа. Ведь хотя транспортировка по трубам и дешевле, последний дает возможность для маневра.

Виктор Баранов / президент Союза независимых производителей газа
Когда Владимир Путин был еще президентом, он говорил, что нужно заботиться не только о безопасности потребителей, но и о безопасности производителей. Что тогда сделали? Развернулись и посмотрели на карту слева направо. Так вот, если слева - Европа, то справа - Китай и Юго-Восточная Азия. Причем справа еще и сумасшедший рынок сжиженного газа, использовать который позволяет логистика. А потому географическая диверсификация уже давно идет, о чем только не разговаривают: и такую ветку провести, и другую, и кредиты у Китая брать. Мы видим тренд - разве это не значит, что готовимся? В частности, если газотранспортная система России все равно будет соединена, то ничто не мешает со временем (лет, скажем, через 10) газ с Ямала направлять и в Китай, и в Таиланд. Да и нам самим наконец нужно газифицировать сумасшедшую территорию.

Алексей Макаркин / вице-президент Центра политических технологий
Думаю, что альтернатива Европой будет найдена скорее поздно, чем рано, потому что сейчас там кризис и вкладывать средства в диверсификацию или переориентацию на другие источники достаточно сложно. Другое дело, что когда-нибудь это все-таки может случиться. А здесь может возникнуть большая проблема, потому что у нас, как и у многих других, часто наблюдается инерция, что статус-кво сохранится в течение неопределенно длительного времени или что изменения будут идти в более выгодную для нас сторону.

Авторы: Андрей Бирюков, Константин Смирнов, опрос - Алексей Смирнов

Источник: Gzt.ru, 18.11.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики