Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > 5 сценариев встречи экспортеров нефти в Дохе

5 сценариев встречи экспортеров нефти в Дохе

Встреча членов ОПЕК, России и Казахстана проходит в столице Катара 17 апреля. Цель Москвы - договориться о замораживании объемов добычи нефти. DW обобщила ожидания российских экспертов.

Договориться о замораживании объемов добычи нефти ее экспортеры безуспешно пытаются с прошлого года. Необходимость такой меры вызвана переизбытком предложения сырья на рынке. Следствием этого являются низкие цены на нефть. Россия, бюджет которой может быть сбалансирован на уровне 50 долларов за баррель, в числе первых ратует за замораживание объемов добычи. DW обобщила прогнозы российских экспертов на переговоры представителей нефтедобывающих стран в Дохе 17 апреля.

Цель-минимум

Рост цен на нефть выгоден сегодня всем участникам рынка, которые добывают и экспортируют углеводороды. Наиболее приемлемым вариантом для большинства стал бы уровень хотя бы в 50 долларов за баррель. "В этом экономически заинтересованы даже США, - заявил DW начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. - Это необходимо, в частности, для возобновления полноценной работы американских сланцевых компаний и банков, обслуживающих их кредиты".

Цена в 50-60 долларов за баррель была бы приемлемой и для России. Как говорит замдиректора аналитического департамента инвесткомпании "Альпари" Анна Кокорева: "Цель Москвы на переговорах путем общих усилий достичь восстановления цен на нефть хотя бы до этих уровней". Тогда Россия может увеличить доходы бюджета и остановить спад в экономике.

По словам эксперта, на каком бы уровне ни была заморожена добыча (январь, февраль или март), годовой уровень цен будет все равно выше, чем в 2015 году, так что эту задачу можно считать для России целью-минимум.

Цель-максимум

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игоря Юшкова, цель-максимум для России - это "зеленый свет", который бы все участники встречи в Дохе дали замораживанию объемов добычи не на уровне января, как планировалось ранее, а на уровне марта. Дело в том, что в марте Россия поставила рекорд по максимальной добыче (10,9 миллиона баррелей в сутки). "Таким образом, добыча была бы заморожена, но это бы в наименьшей степени ограничивало Россию", - отмечает Юшков.

Анна Кокорева считает, что задача-максимум более масштабна: "Россия хочет добиться не только восстановления цен, но и не допустить давления на экономику страны извне, а также сохранить и увеличить свою долю на мировом рынке нефти. Не секрет, что обвал цен на нефть отчасти вызван искусственно, крупные игроки рынка хотят вытеснить слабых игроков и занять их место", - поясняет Кокорева.

Наиболее вероятный сценарий

По словам экспертов, события, предшествовавшие встрече, позволяют предположить, что соглашение в том или ином виде будет подписано. "Шансы на заморозку довольно высоки. Главным камнем преткновения был Иран, поскольку он стремится выйти на досанкционные уровни добычи и экспорта. За последние месяцы он существенно продвинулся в этом. И если страна будет готова зафиксировать объемы на удобных для себя уровнях, то документы подпишут", - считает Николай Подлевских. Такой вариант, по его мнению, был бы более выгоден и для других участников.

Игорь Юшков также склоняется к тому, что соглашение подпишут. "Это будет ни к чему не обязывающий документ. Никто ведь не обсуждает, какими будут реальные механизмы контроля за объемом добычи, не говорят и об ограничениях по экспорту. Все просто понимают, что что-то нужно сделать, чтобы поменялось общее настроение на рынке", - полагает Юшков.

Как отреагируют цены

В случае, если соглашение будет подписано, трейдеры получат необходимый сигнал о том, что война всех против всех не идет, и под воздействием этого психологического эффекта могут начать покупать фьючерсы, что толкнет цены вверх. "Поначалу они могут вырасти и до 50 долларов. Но вряд ли надолго - довольно быстро цена скорректируется обратно до 40-45 долларов за баррель", - считает Юшков.

Вероятное снижение предсказывает Николай Подлевских. По его мнению, многое будет зависеть от формулировки соглашения: "Если она будет мягкой и расплывчатой, то мы можем увидеть минус. Очень важна тональность и позиция Ирана". Впрочем, эксперт не исключает, что цены откатятся при любом исходе, так как они уже неоправданно поднялись в преддверии встречи. Более долгосрочные прогнозы, по словам эксперта, можно будет сделать лишь ближе к июню.

Что останется "за кадром"

Помимо противоречий, связанных с Ираном, на ход событий может повлиять позиция США и Канады. По мнению Анны Кокоревой, тот факт, что эти страны официально не комментируют встречу в Дохе, еще не означает отсутствия их внимания к ней и закулисных попыток повлиять на ее исход.

Николай Подлевских не исключает того, что на переговорах в Дохе речь пойдет не только об энергетике. Между участниками могут быть заключены так называемые пакетные соглашения. Однако об их содержании публике вряд ли станет известно. "Если такого рода переговоры и идут между Россией и Саудовской Аравией - по Сирии, по каким-либо другим театрам военных действий или иным вопросам, - то явно при настолько плотно закрытых дверях, что вероятность утечки информации ничтожна", - заключил аналитик.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Deutsche Welle - Russian, 16.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики