Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как вы считаете

Как вы считаете

С января 2016 года в России начался пересчет запасов нефти и газа по новой классификации, которая учитывает экономическую рентабельность месторождений.

На пересчет запасов нефти и газа отведено пять лет, в результате российская классификация будет приближена к международным стандартам. Однако эксперты сомневаются в ее эффективности из-за волатильности цен на энергоресурсы.

В настоящее время на балансе России числится порядка 29 млрд т извлекаемых запасов нефти по категориям АBC1+C2, из них в разработку введено около 55%. Почти половина открытых запасов не осваивается, из-за того что нет соответствующих технологий, инфраструктуры, равно как и экономических стимулов для их разработки. Как отмечал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, при переходе на новую классификацию суммарный объем запасов нефти и газа не изменится, однако объем доказанных извлекаемых запасов нефти категории АВС1 может снизиться на 8%, а газа — на 14%.

Как государству, так и недропользователям необходимо понимать, какая доля запасов открытых месторождений сегодня может быть извлечена с учетом экономической целесообразности. Оценив это, можно прогнозировать объемы добычи и предлагать различные механизмы экономического стимулирования для нерентабельных на сегодняшний день объектов. Рекомендация по разработке месторождения учитывает чистый доход недропользователя, государства и рентабельный коэффициент извлечения. Кроме того, технологические и рентабельно извлекаемые запасы углеводородов будут отражены в государственном балансе.

«Экономику запасов будут считать три раза. Во-первых, это будут делать сами компании каждый год, когда составляют очередные инвестиционные планы. Во-вторых, при проведении международного аудита запасов. А также в случаях, когда будут происходить изменения в технических проектах. Мы полагаем, что не раньше, чем раз в три года», — комментирует управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон (компания участвовала в разработке новой классификации).

Благодаря введению новой классификации для недропользователей устраняется лишний административный барьер, добавляет Григорий Выгон. «Раньше компании сначала защищали запасы, потом на этих запасах строили проекты. Сейчас подсчет извлекаемых запасов будет происходить в рамках технического проекта. Это сокращает ненужные бюрократические процедуры, экономит время; соответственно, компании получают возможность раньше начать добычу. Все это выливается в совершенно конкретный экономический эффект», — поясняет эксперт.

Впрочем, независимые эксперты отнеслись более критически к введению новой классификации. Она позволит приблизить российские расчеты к международным стандартам, признает руководитель аналитического управления Фонда национальной безопасности Александр Пасечник. «В определенной степени это создаст почву для роста инвестиционной привлекательности российской нефтянки, но не отменяет ценовых рисков на рынке энергоресурсов», — поясняет эксперт.

«Мы говорим об экономической рентабельности месторождений, но как оценить экономику разработки на все время проекта, заложив какую-то фиксированную цену? Цены на нефть очень волатильны, а мы берем константу и пытаемся показать экономику проекта. Соответственно, мы должны постоянно пересчитывать экономическую привлекательность», — выражает сомнения профессор МГУ Юрий Ампилов. 

Автор: Елена Зотова

Источник: РБК плюс, 17.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики