Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяникам отказали в переносе акцизов на АЗС. Поднимется ли цена бензина до 50-60 рублей?

Нефтяникам отказали в переносе акцизов на АЗС. Поднимется ли цена бензина до 50-60 рублей?

По словам экспертов, такое возможно в обозримой перспективе, если акциз вырастет. Критична ли ситуация для нефтяников?

Минфин отказал нефтяникам в переносе акцизов на АЗС. Как сообщает РБК, свою позицию замминистра финансов Юрий Зубарев обосновал в письме руководителям компаний.

Месяц назад «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Башнефть» просили президента Путина перенести уплату акцизов на заправки. С апреля показатель повысился на 2 рубля — уплата с литра бензина, а также на 1 рубль — с дизтоплива. Представитель «Роснефти» заявлял, что уплатой акциза нефтеперерабатывающие заводы фактически кредитуют бюджет, так как топливо еще не продано конечному покупателю. Вице-президент ЛУКОЙЛа Геннадий Федотов говорил, что после роста акцизов производители почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%.

Для нефтяников нынешняя ситуация не настолько критична, как они говорят, во всяком случае, пока, говорит заведующий сектором фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Агибалов. Он считает перенос уплаты акцизов на АЗС плохой идеей и вот почему:

«Потому что она действительно усложнит систему налогообложения в секторе и создаст дополнительные сложности и риски в том числе для потребителей. То есть сейчас выплачивают акциз заводы, и это всего порядка 30 крупных агентов по уплате акциза. Если же все переносится на уровень АЗС, то это порядка 30 тысяч заправок, и насколько четко, как будет поставлен учет, здесь вопрос открытый. На самом деле, скорее всего, могут произойти большие потери и неполное покрытие сборов. На мой взгляд, это для НПЗ никакой существенной проблемы не представляет. Данный налог напрямую переносится на плечи потребителей, ну и на действия: с некоторым лагом, с некоторой задержкой он отражается в розничных ценах. Но в принципе, данный налог не несет в себе каких-то сложностей, администрирования каких-то рисков. Единственное — если действительно из года в год будет сильно повышаться акциз, то, так или иначе, это постепенно будет влиять на потребление бензина. Если акциз очень сильно вырастет, для нас цена поднимется в обозримой перспективе до 50-60 рублей за литр, что весьма вероятно в перспективе 2020 года, то, конечно, часть пользователей может просто сократить потребление бензина и сократить использование автомобиля в личных целях, а больше пользоваться общественным транспортом.

В качестве одного из аргументов того, почему нельзя перенести акциз с нефтяников на автозаправки, замминистра финансов назвал риск увеличения нелегального оборота нефтепродуктов. Такое действительно возможно, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Такое возможно, конечно, какие-то объемы будут появляться с самоваров, но опять же любопытно, что Минфин, который у нас все-таки за бюджет больше отвечает, пытается отвечать и за то, что в ведении уже надзора технического. Не то принципиальное зерно нефтяники обсуждают с властями. То есть они обсуждают, по сути, технические детали, в то время, как нужно обсуждать ситуацию с акцизами как таковую. Как мы помним, это уже с 1 апреля произошла вторая индексация и, конечно, на высококлассные сорта топлива, то есть на экологические евро-5, допустим, уже должны были эти акцизы быть, по сути, ниже. То есть инвестиции делались под то, что вот обещания властей, что нефтяники будут меньше платить акцизов, а получилось совсем по-другому. Это надо было обсуждать. Но это уже неизбежность, бюджетные характеристики слабели и нужно было изыскивать дополнительно порядка 90 млрд рублей, это все новое повышение принесет бюджету. Причем там опять же с этими деньгами тоже как поступить — большой вопрос, там распределение между федеральными дорожными фондами и региональными. И второй важнейший момент — это все-таки увязывание роста акцизных ставок с отменой транспортного налога, что изначально подавалось как основополагающая идея. И получается, что автолюбители в конце проиграли». 

Тем временем цены на бензин в России продолжают расти. За последнюю неделю — с 11 по 17 апреля — бензин подорожал на 5 копеек. Таким образом, по данным Росстата, на 18 апреля средняя цена топлива на АЗС составила 35 рублей 38 копеек. Сильнее всего цены на бензин на прошлой неделе взлетели в Магадане — более чем на 3%. В Москве рост составил 0,1%.

Источник: BFM.RU, 22.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики