Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной гамбит Болгарии. Почему София даёт «зелёный свет» российской нефти?

Нефтяной гамбит Болгарии. Почему София даёт «зелёный свет» российской нефти?

Неожиданный отказ Софии от всех претензий по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис дарит Москве возможность обойти турецкие проливы, а Болгарии — надежду на возобновление «Южного потока».

После длительных переговоров с российскими и американскими нефтекомпаниями Болгария согласилась отозвать из Амстердама свой иск о ликвидации голландской проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. Об этом Лайфу сообщил источник в российско-болгарской межправительственной комиссии. Это означает, что проект нефтепровода «Бургас — Александруполис» может быть реанимирован.

Сейчас танкеры с нефтью идут из российских портов на Чёрном море в Европу через контролируемые Турцией проливы. В среднем через два крупных нефтеналивных порта — Новороссийский МТП и терминал Южная Озереевка «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК экспортирует российскую и казахстанскую нефть по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск) — в год проходит около 70 млн тонн сырой нефти. В прошлом году суммарный объём составил 72,8 млн тонн (из них 30 млн тонн пришлось на Новороссийск).

Чтобы разгрузить порты и не направлять танкеры через турецкие проливы, Россия ещё в середине 90-х предложила прокладку трубы, которая могла стать альтернативой поставкам нефти через перегруженные и ныне недружественные Босфор и Дарданеллы. Переговоры начались только в 2000-х.

В 2007 году Россия с Болгарией и Грецией подписали соглашение о строительстве трубы мощностью до 50 млн тонн в год и длиной 285 км от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. В 2008 году участники проекта создали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V., которая стала оператором строительства нефтепровода. Интересно, что 51% акций в равных долях был распределён среди российских «Транснефти», «Роснефти», «Газпромнефти» и греческой Helpe-Thraki A.E. Правительству Греции досталось 24,5%, а Болгария через «Проектную компанию нефтепровода «Бургас — Александруполис БГ» также получила 24,5%. 

Стоимость проекта оценивалась в $1,2 млрд. TBP начала подготовку к проекту, но работы часто переносились, а в 2010 году были заморожены Болгарией под предлогом экологической опасности. В 2011 году София и вовсе решила выйти из проекта. 

Летом 2015 года, после предложения Греции возобновить проект, к переговорам с Болгарией вернулись вновь. Сначала уговорить её попыталась Россия, но болгарский Минфин своей позиции по проекту не изменил. Затем отговорить болгар взялся американский Chevron, заинтересованный в более коротком плече транспортировки, как акционер (15%) КТК.

Остальные доли в проекте были распределены между структурами «Транснефти», «Лукойла», «Роснефти», казахстанского «Казмунайгаза» и др. К концу 2016 года мощность КТК должна составить 67 млн т (сейчас — около 48 млн т). В процессе переговоров Chevron может войти в капитал греческо-болгарского трубопровода, не исключает президент «Транснефти» Николай Токарев.

«Мне кажется, что для КТК эта тема приобретает новое значение в логике расширения мощностей консорциума. Поэтому маршрут через Бургас в Средиземное море, наверное, в первую очередь более интересен для них. Ну и для казахстанских партнёров в целом, потому что у них в ближайшей перспективе запускается большой проект — Кашаганское месторождение на Каспийском шельфе с балансовыми запасами 4,8 млрд тонн нефти.»

— Николай Токарев, президент «Транснефти»

Но американцам, видимо, уговорить болгар не удалось — прошлой осенью Болгария подала иск в суд Амстердама о ликвидации Trans-Balkan Pipeline B.V.

Зато это удалось России: в рамках последней межправкомиссии болгарская сторона заверила Россию, что отзовёт свой иск, — говорит источник Лайфа в организации. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин подтвердил информацию об отзыве иска. Очевидно, что судьба проекта сейчас полностью зависит от Болгарии. Дёмин не сообщил, когда могут быть возобновлены работы по проекту. Представитель Chevron Салли Джонс и болгарского Минфина отказались от комментариев.

По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта «Южный поток».

«Складывалось впечатление, что Болгария пошла на отзыв иска ради того, чтобы получить газовую трубу. Так или иначе, проект „Южного потока“ закрыт, но если болгарские коллеги всё же получат одобрение ЕК, „Газпром“ подумает о том, чтобы к нему вернуться. Мы болгарам так сказали.»

— Источник Лайфа в Министерстве энергетики России

Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне «Турецкий поток». Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.

Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре 2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила. 

— Несмотря на противоречия с Еврокомиссией, в руководстве Болгарии стоит задача наладить отношения с Россией, - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, - на этом фоне возобновление любых старых проектов логично. 

Для России возобновление сотрудничества с Болгарией тоже выгодно.

— За последние пять лет РФ наладила и другие экспортные маршруты своей нефти (в 2012 году была введена Балтийская трубопроводная система суммарной мощностью 80 млн тонн нефти в год), России всё ещё важно возобновление проекта — замена танкерных поставок на трубопроводные позволит избежать вероятных проблем с проходом танкеров через контролируемые Турцией Босфор и Дарданеллы, - замечает Митрахович. Но тогда мощность трубы придётся увеличивать как минимум до 90 млн тонн в год. По его мнению, работы по проекту Бургас — Александруполис могут возобновиться с ростом цен на нефть.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 25.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики