Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С нелегким паром, или что означает для России новое соглашение по климату

С нелегким паром, или что означает для России новое соглашение по климату

Россия на днях подписала парижское соглашение по климату, а вместе с ней более 170 стран. Ратификация документа носит добровольный характер. И эксперты советуют пока не спешить с этим вопросом. Почему?

Россия будет следить за ратификацией парижского соглашения по климату. Об этом заявил вице-премьер РФ Александр Хлопонин. Напомним, что международное климатическое соглашение было подписано 22 апреля. Но вступит оно в силу только после того, как договор ратифицируют 55 его участников. Эксперты не уверены, что это стоит делать России. Что может скрываться за благородными стремлениями мирового сообщества защитить природу?

Наша страна, как и остальные 174 участника парижского соглашения, имеет полное право его не ратифицировать. И возможно, сейчас стоит таким правом воспользоваться. Дело не в защите природы. Появляется ощущение, что под экологическими целями скрываются совсем другие чаяния. Недавно в России и других странах обсуждали так называемый углеродный налог. У нас идею озвучил владелец РУСАЛа Олег Дерипаска. Суть в том, что предприятия должны платить сначала 15 долларов за выброс тонны СО2, а потом и 35 долларов. Деньги, как рассудили в мировом сообществе, пойдут на помощь бедным странам. 

Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергобезопасности

«В одностороннем порядке платить по 15 долларов за тонну не пойми куда! «Газпром», если бы платил по 15 долларов за тонну, то он бы, примерно, платил бы 230-250 млрд рублей в год вот этого налога. Другие крупные нефтяные компании платили бы сопоставимые вещи. Мы уверены в том, что в ситуации, когда и так на них накладывается дополнительная нагрузка, нужно еще их окончательно додавить — и нефтяников, и газовиков, и угольщиков, и пустить их под нож какими-то непонятными налогами, вообще, идущими неизвестно куда». 

По подсчетам экспертов, больше всего придется платить российским нефтяникам. Пострадают угольщики, транспортная отрасль, сельское хозяйство, металлурги, химпром. Общая сумма выплат в России составит 40 млрд долларов в год. А когда налог повысят — 100 миллиардов. Для сравнения — это 9% ВВП. Впрочем, в парижском соглашении об углеродном налоге нет ни слова. Сама же идея призвана стимулировать современное производство, говорит руководитель программы «Климат и энергетика» всемирного Фонда дикой природы WWF Алексей Кокорин.

Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» всемирного Фонда дикой природы WWF

«Вопрос углеродного налога, имеется ввиду глобальный налог, централизованно вводимый, практически сразу был отброшен. Против него очень жестко и категорично выступили крупнейшие развивающиеся страны. Углеродный налог оставлен как национальная мера, и эту меру применяют многие страны для того, чтобы для того или иного сектора своей экономики добиться налогового смещения в сторону более совершенных технологий». 

Некоторую ясность недавно внес губернатор шахтерского Кузбасса Тулеев. Он высказал мнение, что озвучивший идею Олег Дерипаска не столько заботиться об экологии, сколько борется с китайцами за рынок алюминия. Но предложение о сборе с бизнеса родилось на международном уровне. Россия же и так не только выполняет взятые обязательства по сокращению выбросов, но и перевыполняет их. За последние 20 лет благодаря нашей стране в атмосферу не попало 40 млрд тонн СО2. И есть, например, Китай, на который приходится четверть мировых выбросов парниковых газов. Пекин официально собирается не сокращать, а увеличивать выбросы.
 
Источник: BFM.RU, 27.04.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики