Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело труба: зачем Европа тащит Украину на газовые переговоры с Россией?

Дело труба: зачем Европа тащит Украину на газовые переговоры с Россией?

Еврокомиссия разослала письма украинской и российской сторонам с просьбой начать очередной этап трехсторонних переговоров по газу.

«Еврокомиссия в очередной раз изъявляет готовность выступить в роли посредника в процессе переговоров между Россией и Украиной по газовым вопросам, если обе стороны этого желают»,  — отметил представитель Брюсселя.

О том, какие вопросы могут быть затронуты в ходе очередного раунда этих непростых переговоров, ФБА «Экономика сегодня» рассказал Алексей Гривач, заместитель директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности.

«Было бы странно, если бы украинские власти сказали: нет, мы не будем вести переговоры по газу. Дело в том, что в нынешней ситуации Еврокомиссия хочет сохранить свой статус посредника и держать руку на пульсе, потому они и инициируют эту трехстороннюю встречу.

Предыдущие две зимы заключение зимних пакетов позволяло пройти без эксцессов холодный период. Зимы были относительно теплые, как прошлая, так и позапрошлая, и, на фоне снижения потребления газа на Украине вследствие экономических процессов, сложностей со снабжением не возникло. Но в Европе понимают, что риски все равно имеются.  Потому что теми темпами, которыми идет процесс закачки в зимние хранилища, наполнить их к зиме не получится. А пустые ПХГ, даже при небольшом спросе, это всегда риск. 

Переговоры, вероятнее всего, предстоят для «Газпрома» непростые. Прежде всего,  российской стороне, с большой вероятностью, ничего не будет предложено в обмен на уступки. В частности, в рамках зимних пакетов Россия шла на уступки на правило «бери или плати» для Украины, которое зафиксировано в контракте. В обмен Европа и Украина гарантировали какие-то объемы закупок непосредственно у «Газпрома», но сейчас такие договоренности могут быть и не подтверждены.

Так же Украина может вспомнить, что они пересмотрели цены на транзит.  Кроме того, в повестке дня есть и долгосрочные вопросы. Еврокомиссия, в частности, настаивает на том, чтобы контракт на транзит через Украину был так или иначе продлен после 2019 года. для этого нужно, конечно, прилагать усилия. Россия понимает все риски существования этого транзита, а Украина не делает ничего, чтобы сохранить этот транзит, скорее наоборот, делается все, чтобы Россия укрепилась в мысли, что прекращение поставок через украинскую ГТС является единственно правильным решением. Сохранение транзита создает большую проблему стратегического плана с точки зрения безопасности наших поставок в Европу», - прокомментировал он.

Напомним, что ранее Игорь Насалик,глава Минэнерго Украины, настаивал, что Украина не будет вести с Россией переговоры по газу до завершения судебного разбирательства в Стокгольмском арбитраже, но изменил свою позицию.  

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики