Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый газовый конфликт: «Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой»

Новый газовый конфликт: «Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой»

В новом газовом конфликте, который связан с недоплатой за приобретаемый белорусскими предприятиями российский газ и поданным по этому поводу иском компании «Газпром Трансгаз Беларусь», развязка неясна, а разрешение этой ситуации может затянуться на довольно длительное время. Об этом EADaily заявил 5 мая гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Напомним, что ранее дочерняя структура «Газпрома» «Газпром трансгаз Беларусь» 3 мая подала в международный арбитраж при Белорусской торгово-промышленной палате иск к местным газораспределительным компаниям, поскольку они с 1 января недоплачивают за газ по сравнению с контрактной ценой. При этом по мнению вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, белорусские субъекты хозяйствования имеют основания платить меньшую цену за газ по сравнению с той, которую выставляет российский монополист. «С 1 января этого года мы имеем все основания, чтобы наши субъекты хозяйствования имели более низкую цену, чем нам предъявляет субъект хозяйствования Белоруссии со статусом иностранного предприятия «Газпром трансгаз Беларусь», — заявил Семашко.

Белоруссия, по мнению Симонова, «поступает достаточно нагло», поскольку в контракте четко прописана формула цены. «У вас есть заключенный контракт, вы поставили под ним свою подпись, потом вы говорите: „Можно скидку?“. Вам говорят: „Нельзя“. Тем более вы и так получаете газ достаточно дешево. Вы говорите: „Ну ладно, тогда я буду платить так, как сам посчитаю нужным“. Это лукашенковский фокус, когда он берет и платит столько, сколько он считает возможным. То есть, вместо контракта мы имеем дело с Лукашенко, который сам придумывает цену», — сказал Симонов.

Здесь, по словам эксперта, присутствуют и политические моменты, когда белорусский лидер пытается использовать противоречия России и Запада. Лукашенко, по его словам, становится более понятным для ЕС, и он уже не воспринимается как «последний диктатор Европы» из-за его позиции в ходе конфликта между Западом и Россией.

«Это позволяет ему вести себя довольно нагло в отношениях с Россией и делать заявления на тему: „мы России не дадим себя согнуть“, „мы живем в отдельной квартире“. Никто не собирается его ломать, отнимать у него квартиру. Вопрос в другом. Вопрос в том, что есть коммерческие отношения и есть контракт. Его надо выполнять. Тем более, что Белоруссия и без того получает газ по самым низким ценам из всех потребителей газа за пределами Российской Федерации. Совершенно непонятно, чего он требует, если он и так получает газ по самым дешевым ценам», — сказал Симонов.

Позиция Лукашенко, по его словам, с юридической точки зрения абсолютно проигрышная, но есть и политическое измерение этой проблемы. «Этот вопрос уже более масштабный, потому что мы создаем единое экономическое пространство, мы позиционируем его как региональный проект. Если мы сейчас начинаем серьезные торговые войны с Белоруссией, то тогда, конечно, весь этот единый экономический союз оказывается под серьезным вопросом. Он и так под серьезным вопросом, потому что Белоруссия себя ведет весь период санкций с экономической точки зрения крайне некрасиво (это и история с реэкспортом европейских продуктов, и постоянные скандалы с нефтепродуктами). Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой. Получается, что политический проект вроде бы нужен нам, а зарабатывает на этом Белоруссия. С другой стороны, если мы закрываем эту историю, то возникает вопрос: „Зачем начинали?“ И Лукашенко этим пользуется», — пояснил он.

Симонов отметил, что в случае ограничения поставок в Белоруссию на «Газпром трансгаз Беларусь», как на собственника магистральных газопроводов на территории Белоруссии может начаться давление. «Это тоже вызовет трудности, потому что, если мы начнем ограничивать транзит, тогда мы не сможем с выгодой продавать газ на европейские рынки», — подвёд итог эксперт.

Источник: EADaily, 06.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики