Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иранская нефть подождет, у России свои приоритеты

Иранская нефть подождет, у России свои приоритеты

Как сообщает The Wall Street Journal, британский нефтяной гигант BP рассчитывает открыть свое подразделение в Иране в течение нескольких месяцев. Другие западные компании также предпринимают шаги по возвращению в Иран – и австрийская OMV, и французская Total SA просчитывают объемы инвестиций и технологического сотрудничества с Тегераном.

Сдерживающие факторы

Ранее похожий интерес проявляли итальянская Eni SpA, испанская Repsol и российская компания «Лукойл». Но информации о развитии сотрудничества пока не поступало, что во многом связано с рядом сдерживающих факторов. Самым серьезным считается бюрократический барьер. Внутреннее законодательство страны ограничивает возможности иностранных инвесторов по владению активами, связанными с природными богатствами.

Иран пытается решить эту проблему, подготавливая новый инвестиционный контракт для международных нефтегазовых компаний. Не исключено, что проект впервые будет представлен на Петербургском экономическом форуме. Сейчас любая нефтяная компания обязана полностью отдать продукцию государству, а после этого уже ждать возмещения средств.

И второй вопрос связан с объемом инвестиций. На развитие нефтяной отрасли Ирану необходимо привлечь по меньшей мере 150 млрд долларов, считают эксперты. В нынешних условиях ценовой конъюнктуры, пока сложно представить столь масштабные инвестиции. Стоит ли российским нефтегазовым компаниям подключаться к иранским проектам, насколько прибыльными могут стать инвестиции в нефтегазовую отрасль Ирана, и как скажется на мировом рынке появления в стране новых технологий добычи, «Экономика сегодня» спросила у экспертов.

Премиальная история России

«Понятно, что у вышеупомянутых глобальных компаний существуют проблемы с собственным ресурсным потенциалом, и они, конечно, заинтересованы заходить в подрядные проекты, искать ресурсы за периметром. Иран им интересен и в технологическом плане – они могут использовать там свои наработки, найти им применение. 

В Иране есть перспективные запасы, которые по себестоимости извлечения являются конкурентными. То есть себестоимость добычи на них относительно невысока, и даже январская конъюнктурная яма, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, для Ирана не стала проблемой. В этом смысле поведение западных компаний понятно. Их задача - прийти на рынок и застолбить  ресурсный потенциал, взаимодействуя в кооперации с иранской государственной нефтяной компанией.

А что касается России, то у нас в отличии от ряда нефтегазовых мировых гигантов ресурсная база внутрироссийская. Дальний Восток, Восточная и Западная Сибирь – это перспективные регионы, и наши компании могут там себя вполне комфортно чувствовать. Особенно в условиях, когда есть так называемая девальвационная подушка – все затраты в рублях, а за периметром в долларах.

Поэтому для наших нефтяников премиальная история сейчас работает только внутри России. То есть больших прорывов игра в глобальность сейчас не принесет, она не приоритет для российских игроков. Но, тем не менее, мы должны присматриваться и если будут какие-то кооперационные любопытные вещи, то хотя Иран и наш конкурент, но в то же время ничто не мешает нам на корпоративном уровне сотрудничать.

Ирак тоже наш конкурент, но «Лукойл» там работает и делает это достаточно успешно. Вопрос только в том, что Ирак обещал более лучшие условия, а пока до дела до них не доходит. То же самое может быть и с Ираном. Ну и геополитические риски никуда не делись – это тоже надо понимать», - считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Киркой и лопатой

«Здесь вопрос оценки не в том, что Иран наш конкурент на мировом рынке энергоносителей, а в том, стоит ли инвестировать с точки зрения самого проекта, который может предложить нам Иран. И мы, и иностранные компании, прежде всего, расширяем свои рынки. Расширяем зоны, где можно добывать нефть, объемы нефтедобычи – наши движения, задачи и цели понятны.

Иран сам по себе как страна с довольно неразвитой нефтедобычей, интересна для инвестиций в эту отрасль. Там есть, куда вкладываться, на чем зарабатывать, однако, насколько выгодны будут какие-то частные вложения, уже зависит от конкретных месторождений.

Важно понимать, что новые технологии для Ирана, не являются новыми для всего остального мира. Это не что-то такое прорывное, как, например, солнечные батареи в свое время. Да, Иран сегодня довольно дикий рынок, где в буквальном смысле киркой и лопатой добывают нефть, поэтому  любые технологии бурения кажутся прорывными. И их готово спонсировать иранское государство, если будут достигнуты определенные договоренности  с инвесторами в этой отрасли. Появления технологий однозначно позволит увеличить объем добычи нефти в Иране, но не более того», - комментирует нам независимый экономический эксперт Антон Шабанов.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 06.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики