Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинский транзит: Брюссель поддержал паразитирование Киева на России

Украинский транзит: Брюссель поддержал паразитирование Киева на России

Европейский комиссар по вопросам климата и энергии Мигель Ариас Каньете заявил, что Евросоюз до сих пор заинтересован в Украине как транзитере российского газа в Европу.

Каньете также заявил, что Еврокомиссия готова содействовать заключению нового соглашения о транзите между Россией и Украиной, так как нынешний документ истекает в 2019 году.

По мнению Каньете, несмотря на политические и экономические трудности, Украина продолжает оставаться надежным транзитером газа, поэтому в интересах всех сторон является перезаключение транзитного договора между Россией и Украиной.

При этом, Каньете отметил в своем заявлении в первую очередь восточноевропейские и центральноевропейские страны, поэтому его слова де-факто не касаются проекта «Северный поток-2», который поведет российский газ в Германию и Западную Европу.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вся эта проблема упирается в тот факт, что пункты сдачи российского газа «Газпромом» по действующим долгосрочным контрактам находятся даже не на границе Украины с той же Польшей, а, например, в австрийском хабе Баумгартен.

«Газпром» все время искал и ищет возможности для того, чтобы без рисков, связанных с украинским транзитом, выполнять свои обязательства. В настоящий момент работа здесь продолжается, но решения пока не найдено. Тем более, исходя из заявления Каньете, становится понятным, что сохранение украинского транзита – это политическая задача для Евросоюза», - заключает Гривач.

Гривач отмечает, что слова Каньете являются установкой отдельных политических сил, которая направлена на то, чтобы сохранить доходы Украины от транзита газа, как и сохранить всю эту транзитную систему, которая в принципе создает существенный риск для российских газовых поставок в Евросоюз.

«Кроме того, чтобы заключить такой договор с Украиной для начала нужно хотя бы провести переговоры, а пока этого не было, как и какой-либо инициативы с украинской стороны по этому вопросу. Наоборот, Украина делает все для того, чтобы укрепить российскую сторону в своих опасениях, что процесс таких переговоров будет сильно политизированным и, таким образом, серьезно обремененным дополнительными рисками», - резюмирует Гривач.

По мнению Гривача, какой-либо нормальный переговорный процесс с современной Украиной по этому, по свой сути, чисто коммерческому вопросу на сегодня крайне маловероятен.

«Об этом свидетельствует обстановка дел во всех других областях российско-украинских отношений – по ассоциации, по торговому взаимодействию и по погашению суверенного долга, который Украина просто отказалась платить России, а, кроме того, все по тем же газовым вопросам. Дело в том, Украина берет и в нарушение действующих контрактных положений, в одностороннем порядке принимает у себя решения по увеличению ставки транзита для российского газа», - констатирует Гривач.

Гривач считает, что в такой ситуации очень сложно планировать долгосрочную деятельность и перезаключение контракта с Украиной как таковое, поэтому вызывает сожаление позиция европейских чиновников и политиков в том, что они сознательно хотят сохранить этот элемент газовой нестабильности политическими методами, что, в конечном счете, противоречит интересам самой Европы.

«Европейских политиков можно понять, поскольку они хотят сохранить этот донорский поток из России, который сейчас питает Украину и дает этой стране валюту, в том числе и на выплату своего долга перед западными кредиторами, но, в свою очередь, им нельзя забывать, что это создает серьезные риски и проблемы для газоснабжения Европы российским газом», - заключает Гривач.

Еврокомиссия, как отмечает Гривач, фактически предлагает себя в качестве посредника в этом вопросе между Россией и Украиной, причем этим действием она, по сути, видит укрепление своей роли в этих делах и пытается получить новый рычаг давления на Москву.

«В нормальной ситуации для транзита достаточно контрактных обязательств и каких-то технических переговоров между участниками данной сделки, но здесь с Украиной постоянно приходится проводить специальные мероприятия. Например, подписывать всевозможные Зимние пакеты и Летние пакеты, а также прочие документы, которые появились на свет за последние 2 года. Причем все эти вещи нужны для того, чтобы гарантировать на какое непродолжительное время выполнение Украиной обязательств по транзиту. Однозначно, это ненормальная ситуация», - резюмирует Гривач.

Так что, Еврокомиссия путем лоббирования росийско-украинского договора по газу «убивает сразу двух зайцев».

Во-первых, Еврокомиссия, таким образом, делает вид, что продолжает свою линию по поддержке Украины и по борьбе с Россией. Во-вторых, пытается сохранить для Украины постоянный источник финансирования из России, чтобы минимизировать собственные вложения в эту страну. В-третьих, пытается путем таким манипуляций воздействовать на общую политику Москвы.

Другой вопрос, что проекта «Северный поток-2» этот вопрос не касается, поэтому потери, в любом случае, будут существенно минимизированы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики