Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

«Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

Антимонопольщики выступили за либерализацию экспорта газа. ФАС не поддерживает внедрение института гарантирующего поставщика в отрасли, заявил «Интерфаксу» замглавы службы Анатолий Голомолзин. Идею активно продвигает «Газпром». Увеличение игроков на рынке лишь повысит стоимость газа для потребителей, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

ФАС с завидным упорством продолжает настаивать на реформировании внутреннего газового рынка. На этот раз службе очень не понравился институт гарантирующего поставщика, который она посчитала закрепляющим антирыночный характер. ФАС говорит вроде бы правильные вещи: что нужна конкуренция, что если за рынок будут бороться несколько производителей, то это будет выгодно покупателю. Все это так, да не так, потому что дьявол живет в деталях.

На самом деле газовая отрасль у нас давно уже не такая монопольная, как это принято считать. Независимые производители уже отъели себе серьезную часть рынка. Но проблема в том, что они взяли под свое крыло регионы с относительно небольшим транспортным плечом от Ямала — основного места добычи газа. А транспортировка газа стоит дорого, поэтому в дальние территории от ЯМАО они вести газ не хотят. Также, естественно, они не хотят заниматься и газификацией регионов вроде Дальнего Востока.

Есть у отрасли и еще одна важная специфика, она связана с тем, что в отопительный сезон газа вы потребляете гораздо больше, чем летом. Это называется сезонными пиками. При этом кто-то должен содержать добычные мощности даже в летний сезон, когда спрос на газ резко падает, только для того, чтобы зимой покрыть дополнительный спрос. Вот это и есть гарантирующий поставщик. Может, это не слишком рыночно, да только понятно, что если все перевести на рыночные рельсы, то потребителю придется самому платить за сезонные пики. Сегодня «Газпром» компенсирует их покрытие за счет трубопроводной экспортной монополии. Независимые же, заняв близкие от ЯМАО регионы, достигли предела экспансии. Поэтому они и стали предлагать отмену экспортной монополии в обмен на согласие поставлять газ в более далекие регионы. И опять вроде красивая идея, вроде как все равны и конкурируют за потребителя. Однако вопросы те же — а кто будет развивать и поддерживать газотранспортную инфраструктуру и где взять газ в период зимнего пика, если гарантирующего поставщика не будет, а другие поставщики не смогут или не захотят эти поставки выполнять? А если все же захотят, то какова будет цена поставки? Вопрос этот не такой и праздный.

Россия уже обладает большим опытом реформы естественных монополий. Все они начинались под соусом заботы о потребителе, а кончались ростом цен на услуги. Вот такие чудеса, про которые ни в одном учебнике не прочитаешь. И я готов спорить на любые деньги, что реформа газового рынка по рецепту ФАС закончится ростом цен на газ. Вам скажут, что это новая рыночная цена, что население должно платить в разы больше коммерческих потребителей, а у нас платит меньше, и что это все советские деформации, которые пора устранить. И ФАС вы ничего скажете, потому что ФАС борется с монополиями, а не с высокими ценами. По науке вроде как должна появиться конкуренция и снизиться цена. А почему этого не происходит, скажем, в электроэнергетике, и видит ли эту конкуренцию житель, получающий платежку за электричество, — это уже мелочи жизни. Кто не спрятался, я не виноват.


Источник: Коммерсантъ ФМ, 11.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики