Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > При отказе от «Северного потока – 2» в ЕС проигрывает прежде всего Германия

При отказе от «Северного потока – 2» в ЕС проигрывает прежде всего Германия

В еврокомиссии по энергетике заявляют о вреде газопровода «Северный поток – 2» для Европы и требуют оставить Украину в качестве транзитера. За еврокомиссарами, впрочем, не остается последнее слово в данном вопросе. Как бы то ни было, Запад настойчиво пытается добиться решения политической задачи – чтобы Москва по-прежнему финансировала антироссийски настроенного соседа.

Член еврокомиссии по энергетике Мигель Ариас Каньете заявил, что проект «Северный поток – 2» изменит картину распределения газа в Европе и негативно повлияет на конкурентную ситуацию с поставками в странах Центральной и Восточной Европы.

По словам еврокомиссара, необходимо взвесить, каковы будут последствия для безопасности газоснабжения, его диверсификации и конкурентоспособности поставок в странах Центральной и Восточной Европы.

«У России появится преобладающая способность поставок в Европу – и произойдет уменьшение маршрутов от трех до двух. К тому же под угрозой окажется снабжение Польши. Сокращение маршрутов, конечно, не улучшит безопасность снабжения», – цитирует еврокомиссара Каньете издание «Коммерсант». Еврокомиссар также заявил о негативном влиянии «Северного потока – 2» на конкурентную ситуацию с поставками в странах Центральной и Восточной Европы.

Кроме этого, Каньете подчеркнул важность сохранения Украины в качестве транзитной страны для поставок газа: «В интересах всех сторон, и не только стран Центральной и Восточной Европы, чтобы Украина осталась важным транзитным коридором».

Означает ли данное заявление высокопоставленного европейского функционера, что ЕС, по сути, закрывает путь для строительства важнейшего российского газопровода?

Проект можно не подгонять под нормы ЕС

Директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), политолог Константин Симонов полагает, что проект «Северный поток – 2» пока не похоронен окончательно. Еврокомиссар, несмотря на свою высокую должность, не является главным лицом, принимающим подобные решения, заметил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД. 

«Существуют прописанные процедуры, согласно которым можно прикрыть работы того или иного проекта, – пояснил Симонов. – И в этом смысле мнение еврокомиссара не является главенствующим. Если проект «Северный поток – 2» соответствует законодательству и Третьему энергопакету ЕС, то его отменить никто не может. На данный момент мы не видим никаких причин или заявлений, которые показывали бы, что этот проект нарушает законодательные рамки».

Собеседник добавил, что по большому счету «Северный поток – 2» практически полностью проходит по дну моря, в связи с этим чисто с юридической точки зрения его можно и не подгонять под нормы ЕС. «Северный поток – 2» – это морской газопровод. Он соединяет Россию с морским побережьем Германии. Это означает, что он не требует никакого согласования Брюсселя. То есть теоретически никто не может остановить строительство проекта», – сказал эксперт.

Правда, эта точка зрения противоречит тому, что на этот счет заявляли представители Евросоюза.

Германия не хочет остаться в выигрыше?

Ранее отмечалось, что страны Восточной Европы – Украина, Словакия, Польша – действительно теряют серьезные для их небольших экономик деньги, которые получают за транзит российского газа. Украина лишится 2 млрд долларов прибыли, Словакия – 800 млн, Польша – 400 млн, подсчитывали в Киеве. В середине марта против строительства газопровода выступили руководители нескольких восточноевропейских государств ЕС – под соответствующим письмом главе Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру поставили свои подписи премьер-министры Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии и президент Литвы.

Литовские власти, которые, похоже, взяли на себя неблагодарную роль авангарда русофобии в рамках НАТО, увязали свой демарш с политикой: по словам президента Литвы Дали Грибаускайте, «Северный поток – 2» – это не коммерческий, а геополитический проект, который создается с целью навредить Украине и расколоть Европу.

Он напомнил о позиции вице-канцлера Германии, председателя Социал-демократической партии Зигмара Габриэля, который двумя руками за реализацию этого проекта.

«Но есть, конечно, и скептики. Этот вопрос чисто политический, – констатирует политолог. – Вся логика подсказывает, и коммерческая в том числе, что труба, за которую готовы платить не налогоплательщики, а немецкие компании и Газпром, будет качать дополнительный газ в Европу, обходя сложные транзитные государства».

Что касается Украины, то Рар подчеркнул, что на территории этой страны транзитный газ неоднократно пропадал. Поэтому заявления о сохранении Украины транзитной страной политически мотивированы. «Тут включается политика. В Европе есть очень сильное лобби государств, в особенности это восточноевропейские страны, которые хотят иметь Украину как некий рычаг давления на Россию. По их логике, это будет укреплять их энергетическую политику. Многим в Германии эта логика непонятна, но она давно присутствует в европейском истеблишменте. И из-за этого сейчас все споры и проблемы», – подытожил Александр Рар.

Внешний фактор

Константин Симонов также отмечает, что на политиков европейских стран оказывается колоссальное давление со стороны евробюрократии и разных лоббистских групп. «В заявлении еврокомиссара больше эмоций и политической ангажированности, чем фактов. Более того, мы помним заявление госсекретаря США Джона Керри». 5 мая глава Госдепа заявил, что газопровод «Северный поток – 2» окажет негативное влияние на Восточную Европу. На следующий день спецпредставитель Госдепа США по энергетике Амос Хохштайн предложил ЕС взять паузу в строительстве этой трубы и оценить ее влияние на энергетическую и национальную безопасность ЕС.

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, Соединенные Штаты с новым упорством вмешиваются в энергетическую политику Европы. В Вашингтоне заявляют, что не считают трубопровод коммерческим проектом. Это явный ответ главе российского МИДа Сергею Лаврову, который ранее говорил, что строительство газопровода «Северный поток – 2» является чисто коммерческим, в то время как любые попытки его заблокировать носят политический характер. Так, 4 мая министр иностранных дел России заявил, что США через своих особо близких друзей в НАТО создают трудности строительству газопровода «Северный поток – 2».

Исключительно политический формат

«Действия евробюрократов имеют политический формат, а не юридический и тем более не экономический. Наряду с этим Германия, другие страны ЕС и европейский бизнес выступают за строительство «Северного потока – 2», – говорит Константин Симонов.

Эксперт отметил, что Украине в этой политический игре отводится особая роль. «ЕС и Запад политически индоктринированно пытаются включить Украину в формат «Северного потока – 2», что полностью противоречит логике этого проекта. Транзит – это огромные деньги. Более того, они пытаются повесить на Россию все риски этого формата. Это не имеет никакого экономического смысла – чистой воды политика. Мол, «русские опасны, им нельзя дать построить новую трубу». Одним словом, они хотят, чтобы Москва платила за Киев. Особую роль в этом играет позиция США», – подытожил Симонов

Автор: Юрий Богданов, Андрей Резчиков, Михаил Мошкин 

Источник: Взгляд, 10.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики