Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия не признает долг за российский газ

Белоруссия не признает долг за российский газ

Также Минск требует резко снизить стоимость российского топлива. Об этом заявил белорусский министр энергетики Владимир Потупчик. Ранее его российский коллега Александр Новак сообщил, что Белоруссия должна за российский газ 125 миллионов долларов. Стороны не в первый раз спорят по поводу топливных цен

1 апреля премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков заявил, что Россия должна предоставить скидку на газ. По мнению чиновника, это соответствует межправительственным договоренностям. По словам Корбякова, справедливая цена на топливо должна составлять 80 долларов за тысячу кубометров, вместо 142-х.

Премьер-министр объяснил это резким падением российского рубля к доллару. Через несколько дней «Газпром» ответил, отказавшись предоставлять скидку. По мнению монополии, стоимость газа для Минска формируется из формулы: цена производства в Ямало-Ненецком округе плюс транспортировка. 

Сейчас Россия поставляет Белоруссии газ по 132 доллара, Минск требует снизить до 73-х. Стоимость топлива для белорусов сравнима с ценой для немцев. Российский газ в Европе за последний год в два раза подешевел, и Германия сейчас получает его по 147 долларов за тысячу кубометров.

Ранее «Газпром» подал в суд на белорусских потребителей в связи с неоплатой поставленного газа. 125 миллионов долларов, которые Россия требует от Белоруссии — много ли это для Минска с учетом истории газовых взаимоотношений двух стран? Адекватны ли претензии Белоруссии? И как будет дальше действовать «Газпром»?

Вопросы мы адресовали руководителю аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александру Пасечнику.

Александр Пасечникруководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

«Здесь вопрос принципиальный, во-первых, если недоплачивают, значит это много. Для белорусских предприятий сумма существенная. Здесь вопрос стоит в исполнении контрактных обязательств. То есть, не надо нарушать контракт — вот и все. «Газпром» из этих позиций исходит. Поданный в начале мая арбитражный иск как раз фиксирует сумму недоплаты. Надо исходить из контрактов изначально. Контракт работает, платежи идут — и тогда можно садиться за стол переговоров и пробовать достичь каких-то компромиссов о скидке, а не действовать путем такого шантажа. Цена для Белоруссии остается одной из самых низких с точки зрения внешних контрактов «Газпрома». И, учитывая, что цены на газ еще и конъюнктурно опускаются, конечно, это все позволяет экономике Белоруссии пребывать в достаточно комфортных условиях. Тем не менее, Минск ищет основания, чтобы еще больше снизить цены на российский газ. Хотят, по сути, получить российские цены, за вычетом транспортной составляющей, за вычетом возможных сборов. Будем ждать, как решит суд. И уже, исходя из судебных протоколов, возможно, придется садиться за стол переговоров правительственным делегациям и уже обсуждать на ином уровне. Но я думаю, компромисс будет найден. Возможно, это будет какая-то промежуточная скидка. То есть, не то, что запрашивает Минск, но и не тот ценник, который сейчас по контракту имеет Белоруссия». 

В Белоруссии назвали газовый спор чисто техническим вопросом. Но заявили, что Россия уходит от его решения. На что Москва лишь напомнила о многомиллионном долге.
 
Источник: BFM.RU, 12.05.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики