Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Карты, деньги и труба: чем закончится газовый спор Москвы и Минска?

Карты, деньги и труба: чем закончится газовый спор Москвы и Минска?

Долг Белоруссии за газ перед «Газпромом» составил более 125 млн долларов за четыре месяца текущего года. Правда, сами белорусы с этим категорически не согласны. В Минске считают, что никакого долга нет вообще. ФБА «Экономика сегодня» выясняло, чем закончится спор между Россией и Белоруссией.   

По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, в соответствии с контрактном, который был заключен на текущий год, со стороны Белоруссии есть недоплата в размере 125 млн долларов. А вот в Министерстве энергетики Белоруссии считают иначе. Так, глава их профильного ведомства Владимир Потупчик заявил, что республика не имеет никакого долга перед «Газпромом» за поставленный природный газ, оплата идет в соответствии с межправительственным соглашением, которое стороны трактуют по-разному.

«Белоруссия просит скидку  к действующей цене. В Минске долгие годы боролись против привязки цены на газ к стоимости нефтепродуктов. Это создает высокий ценник. Белорусы хотели привязаться к внутрироссийской цене России. В итоге в 2011 году было подписано соглашение. Однако стоимость транспортировки рассчитывает «Газпром» в долларах. Так что, ценник не сильно снизился. При этом, те контракты, которые привязаны к нефти, сократились в цене, ибо нефть упала. Белорусы хотят дополнительной скидки, считая себя приоритетным покупателем. Сейчас идет торг. В рамках него «Газпром» подал в суд на белорусских потребителей по задолженностям. Как только начинаются экономические проблемы, начинаются проблемы неплатежей. Это не уникальная ситуация. Белоруссия в качестве своего рычага давления говорит, что рассчитывает стоимость по-другому. В Минске сейчас пытаются показать тот рубеж, на который они согласны. «Газпром» пойдет в итоге на уступки», - прокомментировал ситуацию ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Эксперт напоминают, что через Белоруссию идет большой объем газа в Европу. То есть, это стратегическое направление для нас. Белорусский рынок важен с точки зрения сбыта. Он приносит более трех млрд долларов «Газпрому». К тому же, если в Белоруссии начнут сокращать потребление газа, то конкуренты «Газпрома» начнут говорить, что нужно либерализовать рынок экспорта, а потом они поставят вопрос о том, нужен ли «Газпром» вообще.

«Газпрому проще пойти на уступки белорусам. Вопрос в том, какой размер скидки будет. Где-то около ста долларов будет новая стоимость. В общем, в конечном итоге все сядут за стол переговоров с определенными картами», - считает Юшков.

По словам Потупчика, все дело в том, что российская и белорусская стороны по-разному трактуют межправсоглашения (ежеквартальный расчет по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут). Москва ориентируется на цены «Ямала», а Минск считает, что с начала года должны действовать рыночные равнодоходные цены. Россия не хочет прояснить эту ситуацию. Ранее вице-премьер Владимир Семашко заявлял, что у Белоруссии есть основания для снижения цены на российский газ, но на переговорах в начале января представители соседних государств не договорились о скидке. 

Автор: Александра Будер 

Источник: Экономика сегодня, 12.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики