Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа начинает строительство Трансадриатического трубопровода

Европа начинает строительство Трансадриатического трубопровода

Во вторник в греческих Салониках состоится закладка его фундамента. Газопровод станет частью так называемого Южного коридора. По нему в ЕС пойдет топливо с азербайджанского месторождения «Шах Дениз»

Мощность трубы — 10 миллиардов кубометров газа в год. Для сравнения, только Германия ежегодно покупает у «Газпрома» в четыре раза больше. Так что говорить о полноценной конкуренции с российским топливом пока рано. Подробнее о проекте рассказывает замгендиректора по инвестициям ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Дмитрий Александров, замгендиректора по инвестициям ИК «Универ Капитал»

«Эта система является неким аналогом или альтернативой для проекта «Набукко», который в свое время был отменен со стороны Еврокомиссии, частично повторяет его маршрут, фактически. И, собственно говоря, трансадриатическая часть, сравнительно небольшая на первом своем этапе, порядка 16-17 млрд кубометров будет по ней идти. В принципе, основной объем — это 10 млрд кубометров, который дойдет до конца — забирает на себя Южная Италия. И таким образом газ на ближайшее время не попадает в Центральную Европу. Фактически, он идет именно для снабжения Италии. Еще часть забирается Турцией. Наполнение — это одно из наиболее уязвимых мест. Потому что на самое ближайшее время газ уже есть, а вот увеличение загрузки трубопровода напрямую связано с разработкой новых газовых месторождений в Туркмении, в Иране или Ираке. Что более сложно даже, чем иранский вариант».

Брюссель одобрил строительство трансадриатической трубы в марте. Этот проект вывели из-под действия европейского антимонопольного законодательства, которое запрещает производителю газа заниматься его транспортировкой. В отличие от «Южного потока», по которому в Европу мог пойти российский газ. Хотя принципиальной разницы, по словам экспертов, между этими проектами нет.

Реализацией Трансадриатического трубопровода тоже занимаются газовые компании, просто для них в отличие от «Газпрома» сделали исключение. Комментирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

«Европейцы строят свою диверсификационную модель. Причем, она ангажирована, как мы знаем. Дело в том, что любые альтернативы газпромовским предложениям у них считаются приемлемыми. И не важно, какой ценой. Что называется, за ценой не постоим. Тем не менее, финансировать стройки никто не хочет, денег просто нет, а порой нет ресурсной базы для полноценного наполнения мощности заявленной. Это 10 млрд кубометров в год. Это невысокая добавка для европейского рынка газа, который, в принципе, не показывает какой-то там стихийный рост. То есть, вопрос еще со спросом — есть ли на этот газ устойчивый спрос. Второй момент, цены на газ снизились. Инвестиционное оправдание удлинится. То есть, все вложенные инвестиции в инфраструктуру будут окупаться примерно в полтора-два раза дольше, чем, если бы цены на газ были на уровне 10-11 годов».

Стоимость Трансадриатической трубы оценивается в 5,6 миллиарда евро. Поставки должны начаться в 2020 году.

Источник: BFM.RU, 17.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики